Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

25 июля 2019 года в Санкт-Петербурге прошел второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства». Он начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».

В президиуме присутствовали председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгиймитрополит Смоленский и Дорогобужский Исидорепископ Солнечногорский Алексий,  настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова).

Вел дискуссию митрополит Нижегородский Георгий.

Митрополит Смоленский Исидор представил собранию доклад «О формировании «богослужебного сознания» монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников.

«Именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения, — отметил архипастырь. — И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в Положении о монастырях и монашествующих: «Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой». Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального. Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении».

Владыка Исидор напомнил слушателям слова преподобного Паисия Святогорца: «Церковь — это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное — находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Архипастырь пожелал, чтобы это наставление было начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.

Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава познакомил участников дискуссии с опытом организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. В самом начале владыка Мстислав подчеркнул, что монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание, этому должны быть подчинены все послушания, которые возлагаются на насельников, и не должны противоречить миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности монастыря. Время для келейного правила необходимо четко прописывать в распорядке дня обители и в ее уставе.

Послушание также следует воспринимать как духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. Все послушания исполняются исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития.

Молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом, заметил архипастырь, рассказав в связи с этим об афонской ватопедской традиции творения вслух Иисусовой молитвы на общих послушаниях. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.

Затронув в завершение тему монастырских подворий, епископ Мстислав высказал мнение, что любому подворью нужно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем — первой ступенью для желающих ради Бога отказаться от суеты мира, местом прохождения необходимого искуса.

Выступивший в ходе дискуссии игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, поделился опытом решения проблемы соотнесения молитвы и трудовых послушаний в обители. Как игумен, отвечающий, прежде всего, за духовное преуспеяние братии, отец Исаакий старается внутримонастырские послушания приурочивать ко времени между богослужением, чтобы братия могла полноценно участвовать в монашеском правиле, а для работ, приходящихся на часы богослужений, приглашать наемный персонал. Так, на время повечерия с канонами, вечерними молитвами и ежевечерней исповедью братии (в данной обители такая регулярная исповедь соединяет и покаяние, и совет с духовником) братские послушания отменяются, на этих правилах должны присутствовать все насельники.

Серьезные вопросы отношения к личности каждого конкретного человека в братстве затронул настоятель мужского монастыря Косьминская пустынь Серовской епархии игумен Петр (Мажетов). «Задача руководителя монастыря, — сказал отец Петр, — чтобы каждый человек в монастыре раскрылся, насколько возможно. Здесь очень важно уйти от общих категорий, от обезличивающего подхода. В связи с этим возможно обратить внимание на некоторые не очень распространенные или забытые монашеские традиции. Например, при несении тяжелых, утомительных послушаний не разбивать молитвенное правило на утреннее и вечернее (на что зачастую современного человека ни физически, ни психологически не хватает), а соединить его в одно «ядро» и исполнять в наиболее благоприятное время. Или использовать практику чередования молитв и отдыха в течение ночи». Также существенным было замечание отца Петра, что монаху часто не удается быть духовно активным на богослужении. Чтобы избежать пассивного «отстаивания» Литургии или погружения в некое эстетическое созерцание, можно прибегнуть к совету, данному еще преподобным Серафимом Саровским: молиться на богослужении Иисусовой молитвой. Это будет, как сказал игумен Петр, прямым исполнением Гефсиманской просьбы Христа — бодрствуйте и молитесь со Мною.

Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии, в докладе «Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» сделала, как сказала сама матушка, попытку системно изложить названную проблему. Игумения Илариона предложила разграничить понятия монашеского устава как единого общецерковного монашеского предания и монастырского устава как свода принятых правил и порядков каждого конкретного монастыря. Докладчица очень подробно, с глубоким богословским проникновением в суть вопроса изложила смысл и значение келейной молитвы в отношении единого монашеского устава, подчеркнув, в первую очередь, определение данной молитвы как личного молитвенного труда монаха, неразрывно связанного с литургическим богослужением и послушаниями. Если плоть устава — внешние формы служения Богу, то душа его — непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы — достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.

В структуре келейной молитвы автор доклада различает молитвенное правило и личную молитву, которые существуют, тем не менее, в неразрывном двуединстве, объединяющим началом которого становится Иисусова молитва. Мера келейной молитвы индивидуальна и основывается на духовном рассуждении и опыте наставника.

Игумения Илариона на основании исторических источников рассмотрела различные примеры совершения молитвенного правила как соборного, в храме, так и индивидуального, подчеркнув, что молитва в келье не есть проявление индивидуализма, но особым образом продолжает соборное делание монашеского братства. При этом именно келейное уединение является необходимым для совершения личной молитвы. Исходя из всего вышесказанного и нужно создавать в обители условия для келейной молитвы.

Вторая часть доклада была посвящена практическим моментам создания таких условий. От игумена, игумении здесь зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства; духовное руководство братией, сестричеством; личный пример и опыт при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту; мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, к отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В заключение матушка Илариона заметила, что ее рассуждения не являются призывом к созданию неких идеальных условий келейного пребывания. Вершины личной молитвы часто достигались в весьма стесненных и жестоких условиях, так как главным в этом случае всегда остается желание всецелого молитвенного устремления к Богу.

Подводя итоги дискуссии, митрополит Георгий предложил собравшимся еще раз поразмышлять над тем, в каких случаях у иноков не остается сил на молитву и всегда ли силы бывают растрачены на монастырские послушания или иные полезные для души инока занятия. Архиерей напомнил, насколько важно для монашествующих оставлять на отдых и восстановление сил то время, которое зачастую уходит на ненужное общение с миром. Владыка пожелал всем игуменам и игумениям помощи Божией и духовного трезвения в управлении монашескими общинами.

Затем участники круглого стола обсудили проект документа комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по организации жизни монастырей и монашества «Священнослужение монахов на приходах».

Среди наиболее важных аспектов проблемы священнослужения монахов на приходах участниками дискуссии был отмечен тот факт, что монаху важно сохранять связь с обителью, в которой он принял постриг, принимать участие в жизни братства, окормляться у монастырского духовника. Живя вне общины, монах лишается необходимой части жития иноческого. С другой стороны, в реальной жизни нередко объективные условия определяют необходимость священнослужения монашествующих на приходах. Среди них — развитие церковной жизни в удаленных от центральной части России епархиях, тюремного служения и служения в Российской армии; организация приходских общин за рубежом и др. Но и во всех этих случаях необходимо помнить, что священнослужение иноков на приходах сопряжено для таковых с опасностью потери монашеского устроения, и ответственность за пребывание монаха вне стен монастыря лежит на архиерее. В ходе обсуждения проекта документа участники круглого стола поделились  личным опытом решения проблем, связанных с несением послушания священноиноков в приходских храмах.

Подводя итоги круглого стола, участники поблагодарили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение провести монашеский форум, а также митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия за возможность собраться для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

По окончании собрания монашествующие совершили паломничество в Александро-Невскую лавру, на Смоленское кладбище и в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

В мероприятии, организованном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству, комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества и Воскресенским Новодевичьим монастырем Санкт-Петербурга, приняли участие 113 человек: 5 архиереев, 11 архимандритов и игуменов, 21 игумения, монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.