В октябре 2021 года воинская часть с. Агой — Центр подготовки
Специального Центра выживания летного состава ВВС военно-космических сил Министерства Обороны РФ — отметила 40-летие основания.
Эта дата отправляет нашу память в далекий 1941 год, когда на призыв
правительства грудью встать на защиту Отечества горячо откликнулись
оставшиеся в г.Туапсе и с. Агой жители. Они перестроили свой мирный труд
на военный лад: все подчинили интересам фронта.
В октябре 1941 года были начаты работы по строительству военного
аэродрома в селе Агой, где была образована воинская часть. Срок
выполнения работ был обозначен в шесть месяцев.
В ноябре жители г.Туапсе, с.Агой, транспорт и другая техника были
привлечены на строительство военного аэродрома.
Чтобы построить аэродром, предстояло выкорчевать несколько гектаров
дубового леса, выполнить сотни тысяч кубометров земляных работ, укрепить
берега вдоль будущей взлетной полосы, создать дренажную систему. В
месячный срок необходимо было привлечь 3,5 тысячи человек, 800 подвод,
30 тракторов и другую технику. Необходима была работа подрывников и взрывчатка.
Агойцы приложили горячие усилия к строительству военного аэродрома. По
воспоминаниям местных жителей (А.А.Бондаренко, Т.У.Грубовой) все
взрослое население села было мобилизовано на строительство аэродрома. Не отставали и подростки. Помогали, чем могли: собирали камни, бросали их на машины и подводы.
Условия работы были трудными. Лили проливные осенние дожди, местность
болотистая, люди вязли до колен в грязи и трясине. На строительство
аэродрома была брошена вся имеющаяся в распоряжении колхозов, заводов механизация: тракторы, тягачи и другой инвентарь; а так же тягловой
транспорт: волы, лошади, подводы.
Корчевали с корнем большие деревья, пни, кусты, заросшие колючкой. Она
вонзалась в одежду, руки, но на это не обращали внимания. Ложились спать
на полу в артели без удобств. А утром снова на работу в Агойский лес.
И уже к маю 1942 года с площадки Агойского аэродрома взлетали легкие
не скоростные самолеты типа И-15 бис, И-153, И-16 и легендарные У-2 из
состава самолеты 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, 236-й истребительной авиационной дивизии.
Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал
Севастополь и Туапсинский порт стал главным портом, главной
военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск.
Основной задачей немецкого командования была битва за Кавказ и его нефть. В августе 1942 года началась одна из значительных операций, которая вошла в историю под названием «Туапсинская оборонительная операция».
Туапсинское направление прикрывала Черноморская группа войск
Закавказского фронта. С воздуха её поддерживала 5-я воздушная армия и
частично авиация Черноморского флота.
В кровопролитных боях враг был остановлен на подступах к Главному
Кавказскому хребту. Город подвергался жесточайшим бомбардировкам и
обстрелу, гитлеровцы стремились сравнять его с землей. Ожесточенные и
кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские
войска были остановлены в 23 км от Туапсе. 25 тысяч немецких солдат и
офицеров погибли под Туапсе, наши потери составили около 100 тысяч
человек. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися в годы
Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и
культурном строительстве, Указом Президиума Верховного Совета СССР 6
мая 1981 года Туапсе награжден орденом Отечественной войны I степени.
В мирное послевоенное время Агойский аэродром принимал и гражданскую
авиацию. Осуществлялись регулярные рейсы в г.Краснодар.
В настоящее время на Агойском аэродроме дислоцируется военная часть — Центр подготовки Специального Центра выживания летного состава ВВС
военно-космических сил Министерства Обороны РФ. Командир войсковой
части — майор Пацекула Сергей Юрьевич.
Воины чтут память поколений и 4 октября 2021 года воинская часть с.Агой в торжественной обстановке отметила 40-летие основания.
На юбилей приехали и ветераны дивизии, которые вспоминали, как в первые дни по прибытию в октябре 1941 года на место только сформированной воинской части ночевали прямо на траве будущего аэродрома.
Во время Туапсинской оборонительной операции на аэродроме с.Агой были
похоронены те, кто погиб. Их имен нет на воинском мемориале в с.Агой и
нет в списках погибших за г.Туапсе.
И круговерть войны, смена полков и частей на аэродроме, неумолимое время сделали свое дело. Поисковики называют следующие имена захороненных на аэродроме воинов: капитан Константин Ксенофонтович Аввакумов, оружейница Антонина Ачкасова, ефрейтор Николенко.
Капитан Аввакумов погиб, прикрывая посадку истребителей на аэродром
с.Агой. Его самолет упал в районе аэродрома, но место падения неизвестно.
В настоящее время Туапсинским филиалом краевого поискового отряда
«Кубанский плацдарм» ведется работа оп поиску места захоронения и
увековечиванию памяти погибших на аэродроме.
Помощник благочинного по казачеству и настоятель храма иконы Божией
Матери «Знамение» с.Агой протоиерей Николай Писарев был приглашен на
юбилей.
Священник в торжественной обстановке на построении вручил личному составу воинской части памятные медали, посвященные 40-летию воинской части с.Агой, почтил память павших в Туапсинской оборонительной операции 1942 г. и благословил собравшихся на воинские труды во благо Отчизны.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.