Историко-культурное значение деятельности
Сочинского Свято-Николаевского Братства.
Напомню слушателям, что одной из древнейших территорий современной России, где появилось христианство, является Черноморское побережье Кавказа и современного Сочи. По преданию именно здесь проходил свой миссионерский путь Апостол Андрей Первозванный. Православная история Сочи началась довольно таки давно, но её очередной виток начался после присоединения территории современного Сочи к Российской Империи. Адрианопольский мирный договор 1829 года после окончания русско-турецкой войны, послужил началом Российской истории освоения этих мест. После окончания Кавказской войны 21 мая 1864 на территории Сочи началась устраиваться церковная жизнь и появились новые миссионеры и священнослужители.
Миссионерская деятельность присуща Церкви от начала её основания и хотя в древности «миссионерство» не имело определённых чётких форм и параметров, но вместе с тем оно существовало в тех или иных формах евангельского благовестия и служения людям.
Синодальный период деятельности Русской Церкви ознаменовал себя многими событиями и свершениями. Географическое расширение Российской Империи как христианского – православного государства требовало от церковного ведомства – Святейшего Правительствующего Синода активной работы по просвещению народов. Так появляются просветители Сибири и Дальнего Востока, а позднее Аляски и Японии. Миссионерская деятельность становится не только фактической, но и начинает приобретать свои черты и особенности, а также системный подход и характер.
В начале XIX века в России появляются первые епархиальные братства, которые брали на себя миссию по просвещению народных масс, занимались активной печатной деятельностью, устраивали публичные беседы с раскольниками для изобличения их заблуждений и т.п. .
К концу XIX столетия была учреждена Сухумская епархия, Тифлисского экзархата Православной Греко – Российской Церкви, в состав которой вошла новообразованная Черноморская губерния с её административным центром в Новороссийске. Основная функция духовного просвещения и образования в этот период легла на плечи церковных деятелей того времени. Так епископ Сухумский Агафодор (Преображенский) за два года своего управления епархией открыл 22 школы, по его инициативе была учреждена церковно-археологическая комиссия. Именно он освящал отстроенный в 1891 году первый в Сочи собор в честь Архангела Михаила. Позднее, когда еп. Агафодор был переведён на Ставропольскую кафедру, он возглавил Ставропольский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, под эгидой которого он продолжал заниматься духовным и научным просвещением своей паствы.
Большую роль в просветительской деятельности на Черноморском побережье начала 20 века играли именно Православные братства: в Сухуми (Александро-Невское), Сочи (Свято-Николаевское) и Анапе (Осиевское).
Ярким представителем Сочинского Свято-Николаевского братства стал председатель его совета, Павел Амплиевич Россиев, который самоотверженно трудился на светском и на церковном поприщах. Он радел о просвещении населения, благотворительности, борьбе за трезвость, сохранении истории Черноморского побережья. Павел Россиев возглавил Строительный комитет по постройке второго каменного храма в городе, приюта и школы на Хлудовской стороне посада Сочи в феврале 1912 года. Храм был обустроен на развалинах бывшего Хлудовского винного завода. Уже в декабре 1913 года при этом храме начало свою деятельность основанное Россиевым Сочинское Свято-Николаевское братство, а в мае 1914 года храм был освящён епископом Сухумским Сергием.
«С началом Первой мировой войны братчики собирают средства для помощи малоимущим семьям офицеров и солдат, убывших на фронт, отправляют на фронт необходимое вещевое имущество и денежные средства, собранные ими, помогают обустройству лазаретов для прибывших с фронта раненых офицеров и солдат».
Деятельность Сочинского Свято – Николаевского братства была известна далеко за пределами Сочи. В 1915 году почётным членом братства становится обер-прокурор Святейшего синода В.К. Саблер (Почётный член ИППО). В 1916 году фактически указом последнего Российского самодержца – Императора Николая Александровича Романова — храм братства в честь святителя Николая чудотворца на Хлудовской стороне получает статус самостоятельного прихода с назначением причта и жалования ему из казны. Эти исторические факты свидетельствуют о признании деятельности сочинского братства на высоком государственном уровне.
В декабре 1914 года начинается издательство журнала «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», главным редактором которого становится П.А. Россиев. В октябре 1916 года усердием братства на старой базарной площади (ныне улица Поярко) открывается первая на побережье часовня – книжница, для чтения и торговли.
Павлу Россиеву приходили многие благодарственные письма и от военных чинов с фронта, и от епископата, управлявшего в то время Сухумской епархией, и от светских лиц разного чина. Однако главным свидетельством достоинства П.Россиева как человека с активной социальной позицией стало его участие как мирянина от Сухумской епархии в Поместном соборе РПЦ 1917 – 1918 г.г. . Известно, что на этом соборе после весьма длительного перерыва вновь избирается Патриарх всея Руси Тихон (Белавин). Это большая честь и случайным людям в то время её оказать не могли. Кроме того, имя Россиева известно и как участника Русского церковного собора 1919 года на Ставрополье. На этом соборе была учреждена Кубанская епархия.
Кроме социально-полезной и миссионерской-просветительской деятельности Павел Россиев под эгидой Сочинского Свято-Николаевского братства заботился о сохранении исторического наследия: древних храмов, могил героев Отечества, занимался краеведением, ратовал о создании исторического музея в Сочи, был инициатором празднования памятных дат, установления патриотических памятников. Сегодня Сочинское отделение Императорского Палестинского Православного Общества берёт на себя эту важную и ответственную миссию в городе Сочи и поэтому считает деятельность Павла Россиева для себя бесспорным примером, а самого Россиева — своим предшественником в Сочи.
Председатель совета Сочинского Свято – Николаевского братства Павел Амплиевич Россиев отдал делу братства все свои силы и остался верен ему до смерти (в сентябре 1920 г. П.А. Россиев был арестован в Сочи советской властью по обвинению в редактировании статей контрреволюционного характера и 12 октября 1920 г. приговорён к расстрелу Черноморским ЧК).
Нет никаких сомнений в том, что участие гражданского общества в жизни государства имеет большое значение. Видный государственный деятель Российской Империи И.Л. Горемыкин (почётный член ИППО), закончивший трагически свои дни жизни в Сочи на заре разбушевавшейся революции, некогда писал о земском самоуправлении, сторонником которого он являлся: «Основой действительной силы государства, какова бы ни была его форма, есть развитая и окрепшая к самостоятельности личность; выработать в народе способность к самоустройству и самоопределению может только привычка к самоуправлению, развитие же бюрократии и правительственной опеки создает лишь обезличенные и бессвязные толпы населения, людскую пыль». В декабре 1917 года в Свято — Николаевском храме о.Евгений Ивановский отпевал семью Горемыкиных, убиенную в Сочи: «Люди при отпевании зажигали свечи. Некоторые потом на домашних дверях выжигали ими кресты, так как считали страстными».
Сочинское отделение ИППО сохраняет память о жертвенном труде своих соотечественников. Опыт и деятельность Свято-Николевского Братства актуальны и в наше время.
Значение деятельности Сочинского Свято – Николаевского братства трудно переоценить. Просветительская работа и благотворительность Сочинского этого братства вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», издававшемся братством 1-2 раза в месяц, в течение трёх лет. Темы публикаций этого журнала остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной и светской жизни, будучи не только благо — повествовательными, но и на «злобу дня».
В архивных фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) сохранились печатные издания журналов «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства» за 1914 – 1917г.г., в которых описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства. Нет никакого сомнения в том, что братство было делом необходимым в Сочи тех лет и труды его досточтимых участников ещё найдут своё место в исторической памяти не только сочинцев, но и всех неравнодушных к истории россиян.
12.11.2021 г. / город Сочи Валерий Мурзин (СО ИППО)
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.