ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ III Покровских духовно-образовательных Чтений Сочинской епархии, 23 ноября 2021 г.
III Покровские духовно-образовательные чтения Сочинской епархии традиционно собрали представителей духовенства, органов исполнительной и законодательной власти, образования, деятелей науки и культуры, представителей молодежных организаций, средств массовой информации, воинских подразделений, правоохранительных органов и казачества.
Участники Чтений отметили важность и значимость ведения планомерной, обширной и профессионально грамотной работы по формированию исторического сознания молодого поколения, уважения к своей стране, понимания исторической роли России в мировых процессах, обозначили пути преодоления существующих проблем и поставили новые задачи, решение которых откроет еще более значительную перспективу для церковно-государственных и церковно- общественных отношений.
В области образования:
-продолжить реализацию пилотного проекта «Час духовности» в общеобразовательных организациях на территории Сочинской епархии;
-создать педагогическое сообщество учителей основ православной культуры с целью активного сотрудничества, обмена опытом и повышения профессионального мастерства;
- содействовать организации и проведению для учителей основ православной культуры культурно-образовательных (паломнических) поездок по святым местам края и страны.
В области религиозного образования и катехизации
- содействовать организации методических онлайн-лабораторий для педагогических работников и священнослужителей-кураторов регионального проекта «Час духовности» на базе опорных школ по преподаванию православной культуры.
- В общественной сфере:
- необходимо продолжить работу по организации социально-значимых проектов, консолидировать усилия Церкви, власти и общественных организаций в работе по сохранению и воспитанию в подрастающем поколении истинных ценностей. Примером такой работы может стать совместная комплексная деятельность по разработке паломнических и экскурсионных маршрутов, экологических троп, сохранению древних памятников и культурно-исторического наследия Сочи, воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к природе;
- отметить необходимость уважительного отношения к истории Отечества и сохранению самобытного колорита национальных культур, усилий по сохранению и укреплению нашей национально-исторической идентичности;
- в общественных институтах, СМИ следует уделять особое внимание семейному воспитанию, важно формировать понимание нравственных норм, истинной свободы и ответственности перед ближними и обществом, основанном на традиционных духовно-нравственных ценностях.
В области взаимодействия с казачеством:
- Отметить положительную динамику во взаимодействии и соработничестве представителей Церкви и казачества.
- Рекомендовано продолжить совместную работу в целях воцерковления казаков и казачьей молодёжи на территории Сочинской епархии.
- Принимая во внимание опыт реализации трехстороннего соглашения по сотрудничеству образовательной организации, казачьего общества и прихода в вопросах воспитания подрастающего поколения в рамках проекта «Атаманский резерв» расширить работу с атаманами казачьих классов и атаманами школ.
- Отметить целесообразность дальнейшего проведения зональных семинаров для педагогических работников и священнослужителей, окормляющих образовательные учреждения и казаков-наставников.
- Усилить работу по распространению положительного опыта по увековечению памяти павших предков как способа сохранения их исторической памяти путем привлечения молодёжи к участию в мероприятиях, проводимых казачеством, органами государственной власти, органами местного самоуправления в Сочи и Туапсе, общественно-государственными объединениями, общественными объединениями.
- Продолжить научное и методическое обеспечение образовательных организаций Сочи и Туапсе в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- Развивать практику систематического экскурсионного посещения культурных памятников казачьей истории, паломнических выездов по святым местам Краснодарского края для классов и школ казачьей направленности с учетом эпидемиологический реалий;
- Продолжить практику поэтапного непрерывного казачьего образования первая ступень — детские сады и начальная школа, далее – средняя общеобразовательная школа и казачьи кадетские корпуса, следующее звено – учреждения среднего профессионального образования и высшие учебные заведения.
- Продолжить проведение ежегодной добровольческой акции «Во имя Кубани», подразумевающей уход за памятниками, оказание посильной помощи пожилым людям, ветеранам, семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, шефство над детскими домами, школами – интернатами, реабилитационными центрами и домами престарелых.
- Продолжить практику проведения ежегодных краевых казачьих юношеских спортивных игр и других соревнований с целью привития интереса к спорту, физической подготовке, а также к интересу к воинским традициям казачества.
В области молодежного служения:
— признать успешным опыт проведения молодёжного епархиального фестиваля «Вместе за одно». Продолжить дальнейшее развитие православных слетов, форумов, лагерей, а также заинтересовать участием в них представителей образовательных и общественных организаций, волонтерскихотрядов, православной молодёжи епархий кубанской митрополии епархии.
— совершенствовать соорганизацию светских мероприятий в области православного просвещения через совместные проекты в области культуры и социальной деятельности:использовать этот опыт при организации встреч с молодёжью в формате «Разговор на равных»;
— развивать сотрудничество молодёжных объединений, общественных, муниципальных и епархиальных организаций в сфере проектной деятельности: совместного написания и реализации проектов, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Принять участие в создании «дорожной карты» со специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» для проведения совместной деятельности с целью сохранения памятников историко-культурного наследия Православной Церкви;
— проводить систематическое освещение деятельности молодёжного отдела епархии, направленной на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в региональных, федеральных церковных и светских СМИ. Расширить использование сетевых информационных средств для молодёжной аудитории через интернет-проекты, акции, челленджи.
- уделить особое внимание развитию духовно-нравственного направления воспитательной работы в организациях среднего профессионального и высшего образования;
В области тюремного служения:
- усилить духовно-просветительскую деятельности среди лиц, содержащихся под стражей, и сотрудников исправительных учреждений Сочи и Туапсе.
В области миссионерской деятельности:
- усилить миссионерскую работу в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования, для чего провести круглые столы со студентами, предполагающие прямое диалоговое общение, с обсуждением вопросов свободы и ответственности, добра и зла.
- провести в каждом благочинии Сочинской епархии серию миссионерских мероприятий, посвящённых вопросам распространения безверия и его последствий.
- в средствах массовой информации предлагать контент, объясняющий опасность отказа от опоры на фундаментальные ценности религии и культуры.
В области социального служения:
- Улучшить организацию работы в «красных зонах» по духовному окормлению и предоставлению возможности причащении больных коронавирусной инфекцией, находящихся в тяжелом состоянии в больницах на территории епархии.
- Ходатайствовать о допущении священников в наркодиспансеры края для окормления алко-, наркозависимых.
Участники III Покровских чтений единодушно отмечают, что духовное просвещение защищает народ и гражданские власти от бедствия гражданской войны, дает правильное понимание патриотизма, содействует межнациональному миру, формирует жизненные и творческие установки, которые несут людям добро, милосердие, сострадание, любовь.
Доклад епископа Сочинского и Туапсинского Германа на Третьих Покровских духовно-образовательных чтениях 23.11.2021г., г. Сочи
Тема: «Противоречия политики секуляризации и модернизации Петровских преобразований»
Дорогие братья и сестры!
Искренне рад приветствовать всех участников III Покровских духовно-образовательных чтений, являющихся региональной составляющей ХХХ Международных Рождественских духовно-образовательных чтений.
Подходит к концу год, который мы отмечали как год памяти святого благоверного князя Александра Невского. Много мероприятий, посвященных 800-летию князя, проводились сообща: Православная Церковь вместе со светской властью радовались возможности прославлять имя святого за богослужениями, творческими фестивалями, концертами, спортивными состязаниями. В грядущем году согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина страна будет праздновать 350-летие со дня рождения Петра I, прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским.
Трудно найти в отечественной истории фигуру правителя, которая вызывала бы столько споров. Острые дискуссии о роли этой личности продолжаются как в российской, так и в зарубежной исторической науке по сей день, свидетельствуя об актуальности вопроса.
Тема юбилейных ХХХ Международных духовно-образовательных чтений предполагает размышления на тему секулярного мира и религиозности. Чтобы сосредоточиться на проблеме секуляризма, необходимо напомнить, что же это такое. Если говорить русским языком, секуляризм– отделение Церкви от государства, вытеснение религии из всех сфер общественной жизни и замещение их функций другими социальными институтами. В историческом процессе секуляризация формируется на основе десакрализации общественной жизни, которая происходит под воздействием антирелигиозных идеологий, социального, научно-технического и культурного прогресса.
Процесс секуляризации в российском обществе в полном объеме был запущен Петром I. Культивировались прогрессивные для того времени западные новшества. Иностранные новации демонстративно противопоставлялось национальным традициям. Реформы коснулись государственного управления, финансов, армии, судебной системы, областного устроения России. Главным актом процесса секуляризации в тот период в России была Церковная реформа. Именно она положила начало интенсивному процессу секуляризации всех сфер жизни российского общества. Церковную реформу Петр I начал с преобразований сферы церковно-правовых отношений. Основное направление Церковной реформы -поставить под контроль государства имущество Церкви и регламентировать деятельность монастырей, получив при этом возможность использовать принадлежащую им собственность в интересах государства.
Когда в октябре 1700 года скончался патриарх Московский и всея Руси Адриан, Петр I запретил избрание нового предстоятеля Русской Православной Церкви и назначил митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского местоблюстителем Патриаршего Престола.
Самодержец Петр стремился организовать церковное управление в России подобно тому, каким оно было организовано в протестантских странах. Так в 1718 году была начата работа по созданию Духовной Коллегии, органа совместного церковного управления. Подготовленный документ был опубликован 25 января (5 февраля н.ст.) 1721 года. Составлялся он по образцам «Церковных уставов» разных княжеств Германии. «Духовный Регламент» подробно определял функции епископа как рачительного государственного чиновника, осуществляющего значимую государственную работу. В свою очередь, священники должны были ежегодно сообщать епископу о тех прихожанах, которые не исповедовались и не причащались. Также духовенство наделялось прямыми полицейскими функциями: доносить, «где надлежит», об открытых на исповеди совершенных и замышляемых преступлениях, особенно политического характера.
Ряд указов решительно сократил самостоятельность духовенства и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом.
Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. Хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. А Указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть.
Важнейшей частью Церковной реформы Петра было установление новой системы церковно-государственных отношений.
С упразднением патриаршества институт Церкви утратил свой сакральный характер. Вместо патриарха члены Коллегиума – светского государственного учреждения — как исполнители верховной монаршей воли получают статус чиновников и назначаются Императором. В соответствии с Регламентом, институт Церкви превращается в элемент института власти – абсолютной монархии, а государство – в единственный, безусловный и всеобъемлющий источник всех полномочий и всякого законодательства.
Духовенство становится неким служилым классом. Теперь Церковь привыкают видеть как учреждение, в котором организуется религиозная жизнь народа: совершаются богослужения, Церковные Таинства, требы, духовно окормляются верующие.
Затем началась реформа, самой, собственно говоря, Петровской Реформы. Уже 14 (25 н.ст.) февраля 1721 года Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод, который вышел из-под подчинения Сенату и формально был уравнен с ним в правах. Получив новый статус, Синод успешно провел акцию возврата в свою юрисдикцию всех вотчинно-церковных дел и функций прежнего Монастырского Приказа. Проводя такую политику, Синод постепенно завоевывал права, которые противоречили принципам Духовного Регламента. Как отмечал Антон Владимирович Карташёв ( российский государственный деятель, последний обер-прокурорСвятейшего правительствующего синода; министр исповеданий Временного правительства, богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель), в результате таких действий синодальная власть по широте ее ведомства приблизилась к прежней власти патриархов. Но произошло это ценой отказа от своего церковного достоинства и церковной природы своей власти, которая была сведена к воле Монарха. Синод, а через него и Церковь, становилась только ведомством в государстве. Для обеспечения контроля со стороны государства за деятельностью Синода в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора Синода, которая была введена по аналогии с Сенатом, где был свой генерал-прокурор. В императорской России институт синодальной обер-прокуратуры стал очередным шагом по поглощению церковной власти государственной властью. Таким образом, церковная реформа Петра I положила начало интенсивному процессу секуляризации российского общества. Церковь была лишена канонического права самоуправления, законодательства и суда. В связи с потерей самостоятельности и независимости от государственной власти была фактически сведена к нулю функция морально-нравственного контроля в обществе. Государство перестало быть органом Церкви, ведущим своих граждан к обретению Царства Божия, спасению души. Отныне высшей целью деятельности государства и церкви становится не обретение Царства Небесного, а улучшение земной жизни, благоденствия народа.
Преобразования, последовавшие за реформами, не просто затронули всё общество, но и разделили его. Появляется просвещенная европейским образом жизни элита. Но большинство продолжает жить идеалами и нормами допетровской Руси. Если сознание, быт, привычки и уклад жизни, к примеру, великого князя Иоанна Калиты и его подданных были одинаковыми, разнясь лишь материальными возможностями, то после Петра дворяне и крестьяне жили в одном Отечестве, но между ними началось разномыслие.
Главная опора идеи самобытности и особого предназначения России – вера – была поколеблена. Церковь была ослаблена разделившимся российским обществом: наиболее религиозно активная часть населения была в оппозиции к официальной Церкви.
По мнению Георгия Васильевича Флоровского, православного священника русского происхождения, религиозного мыслителя, богослова, историка и философа (1893 -1979гг.) «… Новизна Петровской реформы не в западничестве, но в секуляризации. Происходит некая поляризация душевного бытия России. …Русская душа раздваивается и растягивается в напряжении между двумя средоточиями жизни, церковным и мирским. Петровская Реформа означала сдвиг и даже надрыв в душевных глубинах».
Петровы реформы не только подчинили духовное мирскому, они лишили высшей легитимности государственную власть. Перевороты сначала дворцовые, а потом общенародные стали приметой нашего национального бытия. И речь ведь не только о политике. «Все начали воевать друг против друга. В Россию была заложена мина колоссальных социальных конфликтов, и все последующее развитие страны шло под этим самым знаком – знаком скрытой социальной опасности. В конце концов, все это рвануло кровавыми революциями XX века», – отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступление на телеканале «Россия» 17 октября 2008 года, проект «Имя России»).
Ослабление самодержавной власти в России в начале ХХ века привело к созданию нового государства, где «на обломках самовластья» кровавыми буквами были вписаны новые имена. После Февраля 1917 года православие столкнулось с тяжелейшим кризисом, связанным с утратой им статуса государственной идеологии и ассоциацией с павшим самодержавием. Соперником православной веры выступили все более распространявшиеся социалистические идеи, проповедовавшие атеизм и отрицавшие ценность церкви как общественного института.
Говоря об особенностях секуляризации в советском обществе, следует вспомнить, что борьба с религиозным сознанием рассматривалась партийным руководством как важнейшее условие построения коммунизма – главной цели социалистического общества. Советский государственный атеизм стремился выдавить религию не только из общественной жизни, но и из частной. В этом его главное отличие от западного секуляризма, не покушавшегося на частную жизнь. Многие из нас знают, что на долларовых банкнотах есть фраза «In God we trust» — “Мы доверяемся Богу” (с нами Бог). В американской общественной и политической жизни религия не вызывает чувства оскорбления. В ряде государств президенты произносят присягу, возлагая руку на Библию (США, Италия). Ну, а там, где в угоду секуляризации принято во время инаугурации президенту возлагать руки на Конституцию, не следует забывать, что сама традиция возложения рук (руки в частности) имеет древние корни. Еще с библейских времен известно, что возложение рук — своего рода священнодействие, которое показывает благословение, а также то, что возлагающий пребывает заодно с кем-то.
Насильственная секуляризация в начале XVIII и XX веков схожа по методам её проведения. Неслучайно образ Петра I, воспетый писателями и поэтами, становится в коммунистическом государстве символом преодоления отсталости и проведения преобразований «железной рукой», разрушения старого мира и строительства на его обломках нового.
Россия – страна с подвешенной исторической памятью и множеством крайне болезненных неразрешенных вопросов. Желание отдельных исторических личностей «поднять Россию на дыбы», разрушать «до основанья, а затем…» стало печальным явлением общественного устройства. История страны в самых разных контекстах и оценках неизменно трактуется ее культурой и политикой как «великая», а потому в каждой новой сложной, драматичной, кризисной ситуации это «славное прошлое» извлекается на свет и используется как конструкция, скрепляющая и удерживающая нацию, когда других опор и скреп не хватает или вовсе не остается. Передать историческое наследие, духовную и культурную память — наша общая задача. И в этом современные Церковь и общество могут использовать классическую византийскую формулу взаимоотношений между государственной и церковной властью: «мирская власть и священство относятся между собою как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». Важно подчеркнуть, что в византийской трактовке как духовная, так и мирская власть исходит от Бога: при этом Церковь служит Богу и божественному, Небесное Царство господствует над земным. В этом и находит свое воплощение принцип «симфонии властей».
История России в её разные эпохи – наш неоценимый опыт. Почерпнув из него как горькие, так и благотворные уроки, наша обязанность передать наследие российского Отечества детям, чтобы, живя в настоящем, они осознанно строили жизнь всей страны в будущем.
Думаю, что работа III Покровских духовно-образовательных чтений будет способствовать воплощению возложенной на Церковь и общество миссии по преодолению противоречий, доставшихся современникам из далёкого прошлого.
Благодарю за внимание.
Доклад начальника управления по образованию и науки администрации г. Сочи Ольги Николаевны Медведевой на III Покровских духовно-образовательных чтениях Сочинской Епархии
Петр Первый и становление социально-педагогической практики в России
Ваше Преосвященство, всечестнЫе отцы, уважаемые коллеги!С
Позвольте поприветствовать всех участников Третьих Покровских духовно-образовательных чтений и поблагодарить организаторов данного мероприятия за приглашение к участию в работе.
В современной системе образования вопросы воспитания обрели новую актуальность: во всех стратегиях развития российского образования сделаны серьезные акценты на развитие личностных качеств детей, на выращивание ценностей, которые не только помогут состояться каждому ребенку в дальнейшей жизни, но и станут духовно-нравственной основой его становления как гражданина большой и великой страны.
И, конечно, неслучайно мы в процессе создания воспитательного контента обращаемся к прошлому России, поскольку опыт предшествующих поколений, осмысление вклада отдельных исторических личностей в формирование державного сознания россиян помогает нам выстраивать будущее с учетом прошлых достижений и ошибок. С
Сегодняшние Чтения посвящены 350-летию со дня рождения последнего Царя всея Руси и первого Императора Всероссийского – Петра Первого. И вполне естественно, что я в своем докладе остановлюсь на вопросах, связанных с образованием, воспитанием и становлением педагогической практики в эпоху Петра Первого.С
ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I стали своеобразной точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания.
Осмысляя сегодня произошедшее в эпоху Петра, мы понимаем прежде всего, что в этот период Россия стала светской страной. Для России это означало, что была разрушена симфония государственной и духовной властей, мирской и духовной (религиозной) жизни, науки и богословия. С этого времени мирское начало (все связанное с ним: государственная власть, наука, светское искусство) вышли на первое место в жизни общества, а духовное – стало уходить на периферию. Эти перемены имели самое непосредственное отношение и к воспитанию, и к образованию, и к педагогическому сознанию. С
В воспитании и образовании самым непосредственным образом это проявилось в том, что теперь на первое место в них все более выходили цели подготовки к жизни земной, а не вечной — то есть, цели благополучного устройства в этой жизни, а не спасения души для жизни вечной. В абсолютном преимуществе мирских предметов духовные знания, а самое главное, духовные смыслы образования уходили на второй план, а смыслообразующим началом образования на всех ступенях стала подготовка к земной жизни.
Педагогическое сознание становилось все более ориентированным на естественно-научное понимание мира, общества и воспитания, а православное педагогическое сознание в России постепенно перестает быть приоритетным. Достаточно сказать, что в начале XX века православные теоретики-педагоги не входили в разряд широко известных в стране деятелей, хотя православные мыслители не уступали по своим знаниям, своей культуре деятелям светской научной педагогики, а самое главное уровню постановки и решения педагогических проблем. В этой связи можно указать на один интересный факт: в «Российской педагогической энциклопедии», содержащей сотни имен, есть сведения только о двух православных педагогических деятелях: Феофане Прокоповиче и Феофане Затворнике. С
Вместе с тем целый ряд выдающихся светских деятелей органично сочетали в себе и то, и другое начало, точнее, они были истинно православными учеными, мыслителями например, Михаил Васильевич Ломоносов, Константин Дмитриевич Ушинский, Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Николай Васильевич Гоголь и другие. Поэтому если мы исключим религиозное направление из русского образования и педагогической мысли, то мы никогда не поймем сущности развития российского воспитания и образования в этот период российского педагогического сознания.
Но вернемся к эпохе Петра Великого. С
Развитие образования и педагогики России в XVIII в. определили реформы Петра, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Символично, что Петр всю свою жизнь учился. С
Велик его вклад в развитие общего просвещения, начиная с выпуска первой русской газеты и заканчивая открытием Кунсткамеры. И не менее значим его вклад в развитие образования. Именно в период его царствования были заложены основы современной школы. С
Открываются новые начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы:
- цифирные школы,
- по указанию Петра I с 1714 г. в России начинают открываться цифирные училища,
- «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы,
- «русские школы» при горных заводах Урала.
С именем Петра I уместно связать судьбу современной средней и высшей школы России. В 1703 году им была открыта школа математических и навигационных наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, в числе их – артиллерийская, иноязычные школы. С
По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. Из ее стен вышло много известных государственных и политических деятелей России. С
В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России. С
Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I – Феофан (Прокопович) и Василий Никитич Татищев. С
Феофан (Прокопович) (1681–1736) реформировал систему церковного образования, в результате чего она приобрела трехступенчатый характер – училище, семинария, академия. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая многократно переиздавалась. С
В.Н. Татищев (1686–1750) открывал горнозаводские школы на Урале. В своих научных и педагогических трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека. С
Отдельного внимания заслуживает история о том, как Петр Великий беспризорников спасал.
Проблема беспризорников и сирот возникла в России гораздо раньше воцарения Петра I. Самых катастрофических масштабов она достигла в семнадцатом столетии во время Смуты.Дети, потерявшие семьи, редко могли выжить без посторонней помощи и тоже отправлялись за лучшей долей в крупные города. Количество беспризорников увеличивалось и в больших, и в малых городах. Вскоре детей оказалось так много, что не замечать проблему стало невозможно и попросту бесчеловечно. Первые Романовы соглашаются на открытие нескольких приютов при церквях. По инициативе царя Федора Алексеевича создаются и так называемые приюты-дворы, в которых беспризорников учили грамоте и разным ремеслам. Со временем властям становится ясно, что проблема сирот требует централизованного решения.
Идея о сиротских приютах дальнейшее развитие получает в эпоху Петра Великого. Самым пагубным образом на положении детей сказалось обнищание деревень. Не имея возможности прокормить семью из-за новых и растущих старых налогов и подворной (а с 1720-х годов — подушной) подати, крестьяне часто отдавали своих детей чужим людям или вовсе выгоняли из дома в неизвестность. Как правило, такие трагедии разворачивались накануне очередной переписи населения (ревизии мужского населения). Узнав об этом, царь повелел приближенным подумать над решением проблемы, выросшей до масштабов общегосударственной. Проекты борьбы с беспризорностью на государев суд представили спальник Ф.С. Салтыков, экономист И.Т. Посошков и советник Петра по вопросам финансов А.А. Курбатов. Ни один из них царю не понравился, а значит, проблема оставалась нерешенной и требовала придумать нечто более эффективное. С
Первым российским учреждением, созданным специально для содержания сирот и беспризорников, стал приют при Холмово-Успенском монастыре под Новгородом. Его организовал в 1706 году митрополит Иов. Спустя семь лет сеть церковных приютов значительно расширилась, хотя царь пока и не имел отношения к их организации. Во всех заведениях к 1713 году содержалось почти 170 человек.
Первые попытки Петра Великого законодательно оформить создание приютов потерпели фиаско из-за отсутствия финансового обеспечения. В это время продолжались реформы и затяжная Северная война, на которую уходила большая часть ресурсов государства. Наконец, 14 ноября 1715 года выходит указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей», с которого принято вести отсчет истории петровских приютов. Можно было тайно принести в такой «гошпиталь» ребенка и положить его в специальную люльку. Таким образом, внебрачные дети, по крайней мере, оставались живы, и приюты служили прежде всего для «спасения христианской души», а уже потом для нужд воспитания и образования сирот. На содержание детей отводилось полторы копейки в день. В штат приюта принимались кормилицы, чей труд тоже оплачивался. С
В годы царствования Петра I сложилась особая система воспитания сирот и беспризорников: до семилетнего возраста дети находились при монастырях, а затем отправлялись на мануфактуры для освоения полезных ремесел. Некоторых беспризорников государь приказывал передать в новые семьи, других же (если мальчик был старше десяти лет) – отдать в матросы на морские или речные суда.
И все же, несмотря на старания Петра Великого, дело шло с трудом. Число нищих, бродяг и беспризорников продолжало расти. В 1718 году раздосадованный царь со свойственной ему импульсивностью повелевает буквально отлавливать беспризорных детей, наказывать их батогАми и отправлять на работу к суконному двору и другим мануфактурам. Кроме того, ответственность за незаконнорожденных детей государь впервые официально возлагает на их родителей. В «мужских» Уставах – Воинском и Морском – отдельной статьей определены меры наказания для нерадивых отцов: оплата штрафа «по содержанию младенца и матери», тюремное заключение и церковное покаяние. Спасти от подобной кары могла лишь женитьба, в результате которой ребенок переставал быть сиротой.
Упорству Петра Первого следует отдать должное: несмотря на множество трудностей он до последнего пытался искоренить проблему сиротства и поручал борьбу с возникновением беспризорных детей то их незадачливым родителям (если таковые имелись), то церкви, то городским и центральным властям. Самый простой путь в виде карательных мер не возымел положительного результата, поэтому государь перешел к активному поиску финансов.
В декабре 1721 года Петр приказал «у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских… кроме рядовых… вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке». А незадолго до смерти в 1724 году повелел направить сборы с деревень Чудова и Вознесенского монастырей на помощь сиротским домам. Среди сподвижников Петра Великого находились благотворители: известный ученый, преподаватель и богослов Феофан Прокопович учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Она полностью содержалась на его личные средства. Школа за 15 лет выпустила 160 воспитанников, здесь преподавались иностранные языки, риторика, арифметика, геометрия и музыка. С
Затевая в России масштабные перемены, Петр Первый, великий император-реформатор, не мог обойти своим вниманием вопрос воспитания молодёжи. Он знал — именно от подрастающего поколения зависит, какое будущее ждёт страну, поэтому повелел подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Составить свод правил для юношества император поручил епископу Гавриилу, своему верному сподвижнику и значительному церковному деятелю той эпохи.
Соавтором Гавриила стал Яков Брюс — знаменитый политик, инженер и учёный. Во времена Петра Брюс был одним из самых образованных людей России и владел крупной библиотекой, поэтому мог оказать огромную помощь в важном деле.
Еще одним автором «Зерцала» считается Иоганн Паузе — немецкий учёный, живший в России. Паузе занимался переводами и стихосложением, поэтому император часто поручал ему написание различных литературных трудов.
В работе принимал участие и сам император — Пётр редактировал и дополнял разделы.
Книга стала настоящим бестселлером — в год выхода тираж допечатывали два раза, еще один раз — через два года, и многократно впоследствии.
Это неудивительно — манускрипт был не только учебником хороших манер, но и пособием по иностранным языкам, фехтованию, верховой езде.
В то время страна переходила на гражданский (взамен церковнославянского) шрифт и арабские (взамен кириллической цифири) цифры. Именно в «Зерцале» было показано, как писать новые буквы и цифры правильно.
Но, конечно, самым крупным и важным разделом манускрипта стал свод правил поведения, которых должны были придерживаться все молодые люди из хороших семей. В «Зерцале» описывалось буквально всё — от этикета за столом до дисциплины на государственной службе. Отдельно были прописаны добродетели благопристойных девушек, следовать которым должна была каждая дворянка.
Конечно, этот труд слишком объёмен, а каждый заинтересовавшийся может прочесть его целиком, но несколько особенно забавных правил хорошего тона тех времён хочется выделить особо. (Цитаты адаптированы на современный манер.)
О почитании родителей
- Отца и мать в великом уважении содержать.
- Разговоры старших не обрывать и им не прекословить.
- Когда отец или мать обращаются — отвечать сразу и вежливо: «Что изволите, государь батюшка, государыня матушка», а не: «Что хочешь?»
- Без родительского наказа никого не бранить, а если таковое случилось — делать это вежливо.
О хороших манерах
- Любить труд, быть усердным и бодрым, подобно стрелке в часовом механизме.
- От блуда и пьянства себя беречь, поскольку от того появляются беды и напасти.
- На прохожих искоса не глядеть, ступать прямо, выглядеть благообразно.
- В церкви мысли к Богу направить, а на девиц в доме Божьем не пялиться.
- Смирно кушать — руками и ногами по столу не колобродить. Вилками и ножами не чертить, не колоть и не стучать.
- На прохожих, гуляя, не глазеть и рот, как ленивый осёл, не разевать. Ступать благочинно и молиться.
О девичьей чести
- Когда взирают, очи в землю потуплять и краснеть.
- Бранных слов и песен не слушать — уши свои от них затворять.
- Ходить медленно, павой, через улицы резво не бегать, с молодцами не смеяться и не веселиться.
Пётр I Романов видел воспитательный момент и в таких документах, как «Артикул воинский с кратким толкованием» и «Устав морской о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море». Дисциплинарные моменты, моменты этического характера тогда ещё не выделяли в отдельные Уставы и Кодексы, а включали вместе с отраслевыми нормами права в один документ.
Таким образом, анализируя реформаторскую деятельность Петра Первого, мы с вами, уважаемые участники Чтений видим, как великий государственный деятель внимательно относился к проблемам воспитания юного поколения России, как он методом проб и ошибок, привлекая различные ресурсы, стремился к созданию целой системы, способной выращивать достойных граждан, которые будут полезны обществу и государству. При этом, несмотря на то, что именно при Петре российское государство стало светским, хочу обратить ваше внимание на то, что многие нововведения в сфере образования и воспитания осуществлялись совместными усилиями государственников и православных деятелей.
И я уверена, что сегодняшние Покровские Чтения и всё наше многомерное сотрудничество с Епархией Сочинской и Туапсинской являются важным ресурсом для поступательного и планомерного решения задач в сфере духовно-нравственного становления и развития самого дорогого достояния российского общества – наших детей!
СПРАВОЧНО:
- Алексей Степанович Хомяков — публицист, религиозный философ, писатель, поэт. Родился в Москве, в старинной дворянской семье. Воспитание и образование получил в доме родителей. Был вольнослушателем в Московском университете; сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Отличался огромной и всесторонней начитанностью. Был близок московскому кружку любомудров. По политическим убеждениям А. С. Хомяков сторонник самодержавия, но предлагал ряд либеральных реформ (введение свободы слова, печати, отмену крепостного права, смертной казни и др.). Он один из основателей славянофильств (См. коммент. 1 к ст. И. В. Киреевский.), возникновение которого связано с его статьей «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках. Как и многие славянофилы, А. С. Хомяков отвергал насаждение в России элементов западной культуры, считал, что возвращение к исконным народным началам — единственный путь к созданию самобытной русской культуры. В области воспитания и просвещения связывал православную веру и русскую общину историческим прошлым: «…просвещение должно вырастать из жизни»; «…последний и высший воспитатель есть общество»; считал православие единственным источником просвещения на Руси. Отстаивал идею общеобразовательной школы, допуская при этом разделение ее на словесное и математическое отделения.
- Иван Васильевич Киреевский — выдающийся отечественный мыслителя-славянофил (1806–1856). Философ выделил два исторических типа образованности — внутреннее устроение духа, дающее цельность разума, и накопление суммы знаний и развитие интеллекта, и обосновал насущную потребность «пронизать» западную образованность древнерусским смыслом. Отмечено, что он не довольствовался теоретическими рассуждениями, но давал и практические рекомендации по воплощению этих идей в современной ему системе российского начального образования, главным элементом в котором должно быть изучение церковнославянского языка, Священного Писания и православного богослужения. Итогом философско-педагогических исследований И. В. Киреевского представляется доказательство необходимости возвращения отечественного образования в лоно Православной Церкви.
- Василий Никитич Татищев (1686—1750) — создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.В.Н.
Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.