Skip to content
  • Суббота, Ноябрь 8, 2025
Сочинская епархия

Сочинская епархия

Официальный сайт. Русская Православная Церковь.

  • Архиерей
    • Правящий архиерей
    • Биография
    • Расписание архиерейских богослужении́
  • Епархия
    • Благочиния
    • Епархиальные отделы
    • Монастыри
      • Мужской монастырь «Крестовая Пустынь» п. Нижний Солох-Аул
      • Троице-Георгиевский женский монастырь с. Лесное
    • История епархии
    • Епархиальные издания
      • Вестник Сочинской епархии
  • Святые новомученики
    • Собор Кубанских святых
    • Синодик убиенных священнослужителей и мирян Кубанской митрополии (1918-1937)
    • Новомученики Кубанские
      • Священномученик Александр Косьмич Флегинский
      • Священномученик Андрей Филиппович Ковалев
      • Священномученик Иоанн Пригоровский
      • Священномученик Михаил Лекторский
      • Священномученик Михаил Лисицын
    • Новомученики, подвизавшиеся на территории современной Сочинской епархии (Сочинская епархия образована в 2018 году)
      • Праведный Евге́ний Боткин, врач, страстотерпец
      • Священномученик Серафим (Чичагов)
    • Храмы Сочинской епархии, посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской
      • Духовное олимпийское наследие
  • Духовенство
  • Приходы
  • Проекты и акции
  • Видео
  • Контакты
  • Главная
  • 2021
  • Июль
  • 26
  • «Новый светоч истинной веры». Президентская библиотека – о Крещении Руси

«Новый светоч истинной веры». Президентская библиотека – о Крещении Руси

26.07.2021
Пресс-служба.

28 июля 2021 года отмечается День Крещения Руси, которое состоялось в 988 году. В православном церковном календаре эта дата также является днём памяти равноапостольного князя Владимира (960–1015), крестителя Руси.

В фонде Президентской библиотеки собраны разнообразные материалы, посвящённые этому знаменательному событию. Среди них – электронные версии рукописных текстов, издания разных лет, научные исследования, видеолекции и радиопередачи, рассказывающие о распространении христианства в Восточной Европе, о духовном и политическом выборе святым равноапостольным великим князем Владимиром религии для себя и своего народа, о крещении Руси. На портале учреждения можно ознакомиться с виртуальным туром по выставке «Хранить веру православную: история церковных музеев. К 1030-летию Крещения Руси», которая была открыта в Санкт-Петербурге в историческом здании Синода, где сегодня располагается Президентская библиотека.

Славяне были знакомы с христианством со времени путешествия по русской земле святого апостола Андрея Первозванного. Профессор богословия, архимандрит Макарий (Михаил Булгаков) в исследовании «История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в историю русской церкви» (1846) сообщает, что «…первозванный Апостол простирался с своею проповедию в самыя внутренния страны России до Киева, Новгорода и Балтийскаго моря… <…> …Здесь, на всём протяжении пути св. Благовестника, обитали тогда не другие какие-либо народы, а именно наши предки Славяне. <…>

Впрочем, не станем себя обольщать и сознаемся, что если не во всех местах, где только насаждена была св. Апостолом Андреем в пределах нашего отечества Христова Церковь, по крайней мере, в странах Киевских и Новгородских она существовала очень не долго. <…> След., св. Апостола Андрея отнюдь нельзя считать непосредственным основателем Церкви Русской, той Церкви, которая ныне существует в пределах нашего отечества. <…> Дальнейшее продолжение святаго дела, по-видимому, зависит уже всё от самаго великаго Князя Владимира».

«Движимый перстом Божиим, Владимир чувствовал, что…язычество теперь уже отжило… И мудрый Владимир осудил язычество в своём духе на смерть», – писал протоиерей Иоанн Знаменский в издании «Описание бывшего 15 июля 1888 г. в Херсонисе Таврическом празднования 900-летнего юбилея со времени Крещения св. кн. Владимира и русского народа» (1888).

Трудный выбор должен был совершить князь Владимир: шли к нему послы из разных стран и предлагали каждый свою веру.

Русский публицист Иван Некрасов в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный» (1888) рассказывает: «…Греки присылают к Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец. Греки велели сказать Владимиру: „Слышали мы, что приходили к тебе болгары, уча, чтобы ты принял их веру; но их вера нечистая. Приходили также немцы из Рима; их вера немного разнится от нашей…“ <…> Философ отвечал: „Если хочешь послушать, я тебе всё с начала расскажу, зачем Бог сходил на землю“. <…> И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.

И так задумался князь Владимир, какую веру принять ему с народом. Не мог он по-прежнему любить язычество. <…> Тоска и страх томили сердце князя. Сколько проливалось человеческой крови в Киеве в честь Перуна! А в это же время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые святыми Кириллом и Мефодием».

«…Духом почуял Владимир, что Промыслу нужно возжечь новый светоч истинной веры Христовой в новом мощном народе; что этот свет привлекательным блеском горит в Цареграде… что в православной вере дышит Дух Божий, влекущий душу к небу; что в православных храмах человек способен забыть, на земле он или на небе; что в православной церкви живёт Бог с человеками…» – рассказал о решении князя Владимира Иоанн Знаменский.

Профессор Василий Ключевский в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» (1885), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки, уточняет, что «…вопрос о принятии христианства был решён князем по совету с боярами и старцами градскими».

Византийцы рассматривали православие как духовное сокровище, делиться которым можно лишь с достойными его. Князь Владимир вынудил византийцев передать сокровище православия на Русь, говорится в видеолекции «Византийский выбор Руси» (2015) историка, доцента Павла Кузенкова.

В 988 году князь Владимир осадил греческий город Корсунь (Херсонес) и поклялся креститься, если овладеет им; захватив город, он принял обряд освящения водой и новую веру. Обстоятельства, предшествовавшие и способствовавшие этому событию – сватовство к сестре византийских императоров Василия и Константина Анне – подробно изложены в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной филологом и историком Алексеем Шахматовым.

Автор радиопередачи «Христианство. Крещение Руси» (2012) историк Сергей Цветков рассказал, что князь Владимир, приняв личное крещение из рук греков, велел низвергнуть идолы языческих богов. Статую Перуна протащили по земле до берега Днепра и бросили в воду. Поражённое этим зрелищем киевское вече согласилось всем миром поменять веру.

Крещение Руси, как и многие другие преобразования, поначалу было воспринято с недоверием. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге историка Константина Бестужева-Рюмина «О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись ещё в течение многих веков, но всё же Россия стала развиваться как православная страна.

Духовный писатель, историк Никандр Левитский в работе «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные…» (1890) писал: «…Чем больше христианство входило, так сказать, в плоть и кровь русскаго народа, тем с большею благодарностию, большим благоговением воспоминалось имя крестителя земли русской. В сознании если не большинства русских людей, то лучшей части из них, подвиг, совершённый св. Владимиром, делал его равным апостолам, великому Константину, участником царства небеснаго».

В XIII веке произошло общецерковное причтение князя Владимира к лику святых. 

Эпоха святого равноапостольного князя Владимира стала ключевым периодом для государственного становления православной Киевской Руси. Принятие христианства повысило международный престиж страны, укрепило и расширило её связи с Византией, контакты с южнославянским миром и христианскими странами Запада, а также способствовало национальной консолидации, развитию культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Навигация по записям

Колокольный звон «Слава Тебе, Боже»
Протоиерей Олег Соболев встретился с пациентами горбольницы

Расписание архиерейских богослужений

Ноябрь 2025
ПнПонедельник ВтВторник СрСреда ЧтЧетверг ПтПятница СбСуббота ВсВоскресенье
2727.10.2025 2828.10.2025 2929.10.2025 3030.10.2025 3131.10.2025 101.11.2025 202.11.2025
303.11.2025 404.11.2025 505.11.2025 606.11.2025 707.11.2025 808.11.2025 909.11.2025
1010.11.2025 1111.11.2025 1212.11.2025 1313.11.2025 1414.11.2025 1515.11.2025 1616.11.2025
1717.11.2025 1818.11.2025 1919.11.2025 2020.11.2025 2121.11.2025 2222.11.2025 2323.11.2025
2424.11.2025 2525.11.2025 2626.11.2025 2727.11.2025 2828.11.2025 2929.11.2025 3030.11.2025


  • play
  • pause
Сейчас в эфире:

Сочинская епархия

Русская Православная Церковь Кубанская митрополия.

354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Москвина, 12. E-mail: info@sochi-eparhia.ru.

Мы в соцсетях

  • vkontakte
  • odnoklassniki
  • telegram
  • researcherid
  • youtube

Рубрики

  • VII Покровские духовно-образовательные чтения (6)
  • Анонсы (5)
  • Архив (88)
  • Вестник Сочинской епархии (14)
  • Визит Святейшего Патриарха (4)
  • День знаний (11)
  • Жизнь епархии (774)
  • Новомученики и исповедники (10)
  • Новости XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений (11)
  • Новости благочиний (1 123)
  • Новости епархиальных отделов (791)
  • Новости приходов (1 614)
  • Новости Русской Православной Церкви (309)
  • Паломнический центр (2)
  • Помощь зависимым (1)
  • Православное образование (747)
  • Православный маяк Черноморья (39)
  • Правящий архиерей (1 141)
  • Проекты и акции (75)
  • Светлая седмица (17)
  • Святочные дни (27)
  • Слово священника (244)
  • Социальная помощь (2)
  • Традиционные ценности (242)
  • Учебные заведения Русской Православной Церкви (9)

Последние новости

Православный маяк Черноморья
31.10.2025
Пресс-служба
Все права защищены © 2025 Сочинская епархия

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть