Если вы, находясь в Сочи, отправитесь по одной из совмещённых дорог – автомобильной или железной — в горно-климатический курортный кластер, на втором километре дороги из Адлера вашему взору предстанет лаконичный бело-голубой храм со стремящейся в синеву неба шестигранной шатровой крышей, увенчанной куполом луковичной формы.
Не торопись, путешественник, остановись у храма! Православный ли ты, а, может, у тебя другое вероисповедание, зайди в церковную ограду. Храм, построенный между небом и землёй, обязательно оставит в твоей душе добрые волнительные впечатления.
У прихода этого храма-часовни большая территория. Пока благоустроена только та часть, которая непосредственно прилегает к храму: аккуратные газоны, расшитые ручьями пешеходных дорожек из тротуарной плитки, зелёные лужайки, которые вмещают в себя звонницу, детскую площадку. Веер пальмовых ветвей дрожит на ветерке горного воздуха. На одном из таких зелёных островков, точно в народной сказке, камень с надписью. Прочтём, о чем гласит табличка валуна: «Храм-часовня в честь и память святых новомучеников и исповедников российских построен в 2011 году от Рождества Христова при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, Митрополите Екатеринодарском и Кубанском Исидоре попечением Якунина Владимира Ивановича, президента ОАО РЖД при участии ГП Дорсервис, ОАО Росжелдорпроект, ОАО ЛМГТ, ОАО Трансмост, ЗАО Институт Гипростроймост, ОАО Институт Гипростроймост, ОАО Сибгипротранс, ЗАО Институт Стройпроект, ООО ПИИ БТП, ООО Росгеостройпроект, ООО Сочи Тизиспроект, ЗАО СевКав Тизис».
Необычно читать аббревиатуру такого количества строительных организаций, тем более, что почти все они представляют далёкие от Краснодарского края регионы.
Ответ на свои раздумья я получила у настоятеля прихода храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской священника Павла Фадеева. Отец Павел назначен сюда в 2020 году, но историю своего прихода знает обстоятельно:
— Как появился этот храм? Это же чудо! Вот что мне рассказал Евгений Александрович Солнцев, в то время начальник ДКРС-Сочи ОАО «РЖД», курировавший строительство храма. Полным ходом шла подготовка к XXII Зимним Олимпийским играм. Строились объекты транспортной инфраструктуры к проведению Белой Олимпиады. Когда начали прокладывать первый тоннель на Красную Поляну, буровая установка сломалась. Оборудование было импортным, стоило миллиарды рублей. Президент ОАО «Российские железные дороги» в этот период, председатель Попечительского совета Фонда «Андрея Первозванного» Владимир Иванович Якунин осмыслил выход из строя востребованной техники по-христиански, сказав коллегам: «Что-то стройка не идёт, нужно строить храм». Владимир Иванович обратился к Патриарху всея Руси Кириллу и Его Святейшество благословил строительство.
Вот что сообщали региональные СМИ по этому поводу в сентябре 2010 года: «В 2010 году ОАО «РЖД» выступило с инициативой строительства храма в честь новомучеников и исповедников Российских в селе Верхневесёлое Адлерского района города Сочи.
Церковный комплекс будет включать в себя часовню, храм, источник, дом паломника и даже гостиницу и автостоянку. Ведется строительство по инициативе и на средства компании «Российские железные дороги». Первой будет возведена часовня в честь Собора новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших. Строительство начнется уже в сентябре и завершится летом 2011 года». Здесь же цитируются слова В. Якунина: «Можно создавать совершенные машины, строить прекрасные планы, но если не будет главного – людей и их веры в будущее, всё это будет невозможно воплотить в жизнь».
16 сентября 2010 года духовенство Екатеринодарской епархии совершило чинопоследование освящения закладного камня под часовню. Чин освящения возглавил секретарь Екатеринодарской епархии священник Илия Быстров, ему сослужили благочинный Адлерского церковного округа протоиерей Алексий Стаднюк, настоятель храма святителя Николая Чудотворца пос. Молдовка г. Сочи протоиерей Димитрий Петухов.
В своем слове после чина освящения священник Илия Быстров отметил, что возведение нового церковного комплекса направлено на благовествование Православия в этом регионе:
— В России много семей в годы лихолетия пострадали от репрессий, тогда даже само исповедование православной веры было небезопасным. Возведение комплекса — дань памяти тем, кто отдал свою жизнь за Веру Христову и Отечество. Молясь новомученикам и исповедникам Российским, мы верим и надеемся на их предстательство у Престола Божия о нас живых.
В освящении закладного камня приняли участие губернатор Кубани Александр Ткачев и президент РЖД Владимир Якунин. Он подчеркнул, что открытие Зимних игр 2014 года в Сочи совпадает с православным праздником Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Вот почему именно им посвятили храмовый комплекс. Александр Ткачев, в свою очередь, добавил, что «… новая часовня и весь комплекс будет помогать людям обретать душевное спокойствие и укреплять православную веру. А нашим спортсменам, которые поедут по этой дороге на соревнования, давать силу и веру».
Строительство олимпийских объектов забирало много внимания, сил и средств, поэтому начали возведение храмового комплекса с малого — часовни. Часовня по проекту, а в действительности небольшой храм, был воздвигнут в короткие сроки. Ко 2 июня 2011 года стройка была завершена. Но только спустя год, 1 августа 2012 года, было проведено Учредительное собрание, на котором местными жителями, исповедующими православную христианскую веру, было принято решение о создании Прихода храма в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских с. Верхневеселое Адлерского района города Сочи. Священноначалие возложило нести послушание настоятеля на иерея Сергия Кузнецова. С искренним христианским рвением отец Сергий приступил к служению. Плодом его трудов стала крепкая православная приходская семья. Нынешний настоятель храма иерей Павел Фадеев с благодарностью говорит о своём предшественнике. В августе 2022 года храм будет праздновать 10-летие. Костяк прихожан, регулярно посещающих храм на протяжении десятилетия, стал надёжной опорой отцов-настоятелей.
Когда-то проблемы при комплексных строительных работах сподвигли высоких официальных лиц воззвать ко Господу. Услышав молитвы, Всевышний обернул временные трудности в радость, изливающуюся через храмостроительсво все эти долгие годы.
Милостию Божией, в храме находятся особо почитаемые прихожанами святыни –иконы и частицы мощей святых.
Икона Собора новомучеников была написана специально для храма. На ней иконописцы создали собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов. В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве.
Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).
Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через крест Христов. Именно крест является центром композиции. Он как бы осеняет предстоящих праведников.
По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России.
Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.
Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в «Завещании» Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола.
Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 гг. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов.
Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.
В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален.
В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом.
Храм Христа Спасителя можно тоже в своем роде считать новомучеником. Он был взорван 5 декабря 1931 года. Отец Павел Фадеев вспомнил встречу с человеком, который поведал об одной малоизвестной истории, связанной с главным собором России.
В то время, когда отец Павел учился в Московской духовной семинарии, довелось ему с хором выступать в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, что базируется в городе Монино. Офицер –преподаватель академии рассказал семинаристам, что однажды он вместе с Ю.А. Гагариным побывал в Троице-Сергиевой Лавре. Юрия Алексеевича изумил внушительных размеров макет Храма Христа Спасителя, который был представлен в церковно-исторической экспозиции Лавры. Гагарин, увидев этот макет, стал расспрашивать, что это за храм и где он находится. Первому в мире космонавту рассказали, что этот храм был построен в честь победы над Наполеоном на пожертвования людей со всей России. Увидеть его сейчас невозможно, так как храм давно взорван. Сейчас на этом месте находится бассейн «Москва». Гагарин был поражён тем, что узнал.
Вскоре Юрий Алексеевич выступал на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа. ( Вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Текст хранится в Российском Государственном архиве социально-политической истории, фонд № 1, опись 2, часть 2, единица хранения 471).
«…Недавно в одной газете я прочитал статейку под рубрикой «Меры приняты. Отвечая на письма читателей». В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе. Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. Дело сделано. Прах перенесен. Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.
На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Отец Павел продолжает:
— Представьте себе, это 1965 год: глухой атеизм. О восстановлении храмов боялись даже думать, не то, что говорить. Юрий Гагарин произнёс это вслух с официальной государственной трибуны. Первый космонавт мира также оказался первым, кто поднял вопрос о восстановлении Храма Христа Спасителя! Поэтому на нашей иконе Собора новомучеников Церкви Русской Храм Христа Спасителя -это символ России, которая была разрушена, а потом восстановлена.
Кроме иконы Собора новомучеников Российских в храме пребывает частица мощей кубанского новомученика Александра Флегинского, её преподнес в дар нашей общине правящий архиерей — епископ Сочинский и Туапсинский Герман. Пока святыня находится в алтаре. Мы с прихожанами мечтаем заказать икону священомученика Александра. Как только иконописцы выполнят заказ, мы вложим в неё мощевичок. Тогда каждый, кто пришёл в храм, сможет приложиться к почитаемому на Кубани образу святого Александра Флегинского и частице его мощей. А пока только в исключительных ситуациях, скажем, перед серьёзным хирургическим вмешательством, я выношу частичку из алтаря, благословляю приложиться к ней.
В храме есть икона святой преподобномученицы великой книягини Елисаветы, причисленной к лику святых и включённой в Собор новомучеников и исповедников Российских в 1992 году. Этот написанный образ подарил предыдущему настоятелю храма иерею Сергию Кузнецову известный многим священник Павел Великанов — российский религиозный деятель и богослов. (Отец Павел Островский служит настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне (Москва), является кандидатом богословия, доцентом Московской духовной академии. Также он заведует кафедрой богословия МДА, руководит проектом «Академия Веры», возглавляет редакцию научного-богословского портала «Богослов.Ru»).
На северной стене храма находится икона свт. Луки Крымского с частичкой его мощей. Она появилась в храме благодаря заботе благочестивой прихожанки, искренне почитающей этого святого архипастыря. Получив благословение бывшего настоятеля храма иерея Сергия Кузнецова, благодетельница обратилась к матушке Ирине Акинфиной, иконописцу по профессии. Образ получился очень выразительным. При настоятельстве иерея Павла Фадеева икона пополнилась мощевиком. Как это было, я узнала от самого отца Павла:
— Моему отцу, а он настоятель храма святителя Луки Крымского в Украине, передал в дар частичку мощей святого святителя настоятель Свято-Троицкого собора женского Свято-Троицкого монастыря города Симферополя. Как рассказывал мой папа, священник открыл раку архиепископа Луки, копиём отделил крупную частичку и вручил отцу. А уже затем мой отец отделил и мне частичку, которую я привёз сюда. Сейчас она вложена в храмовую икону.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий, 1877 – 1961гг.), архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор богословия, духовный писатель. Доктор медицинских наук, хирург, учёный. Автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память ему установлена 11 июня, а также 25 января (7 февраля) – вместе со святыми новомучениками и исповедниками Российскими и 15 (28 декабря) – собор всех Крымских святых.
Многие не знают, по молитвам к этому святому происходит не только исцеление от болезней, но и зачатие детей. Серебряная рака, которая появилась в Свято-Троицком соборе, была подарена богатой греческой парой, имеющей в жизни всё, кроме детей. Муж и жена испробовали средства, какие только могла предложить современная медицина. Всё безрезультатно. И вот они приехали к мощам святого Луки, чтобы молитвенно просить святого угодника Божия дитя. И чудо случилось: они зачали ребёнка. В благодарность за это семья подарила собору серебряную раку взамен простенькой деревянной, где находились мощи почитаемого святителя Луки Крымского.
Таким вот чудесным образом в нашем храме находятся три частички мощей святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, — завершил свой рассказ отец Павел. И, широко улыбнувшись, добавил: « Приезжайте к нам! Мы будем рады всем, кто к нам приедет для совместной молитвы!».
А что же храмовый комплекс, когда будет начато строительство основного храма? Архитектурный проект готов. Пока что отец настоятель решает финансовые вопросы, так как средства потребуются серьёзные: размеры основания храма почти 30 метров в длину и 13 метров в ширину. И нет никаких сомнений в том, что поднимутся купола на рубежах земли русской, приграничных километрах юга России, ведь находятся они под покровительством новомучеников и исповедников Земли русской. И в этом есть особый Божий промысел.
Евгения Озга
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.