Жизнеописание священномученика Серафима (Чичагова)
(память 28 ноября/10 декабря)
Среди сонма Новомучеников Российских много выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Одним из них является митрополит Серафим Петроградский — избранник и угодник Божий, человек разносторонних талантов и высокой культуры. Родовитый русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, художник и иконописец, музыкант и духовный композитор, врач, создавший свою собственную уникальную систему лечения на основе гомеопатии и вылечивший множество людей, ревностный приходской священник и впоследствии архиерей, замечательный проповедник и богослов, духовный писатель, ревностный защитник чистоты Православия и поборник единства Церкви… Много скорбей, клеветы, зависти, непонимания пришлось ему перенести — но он все принимал с истинно христианским смирением. Он имел исключительно доброе и отзывчивое сердце, сопереживал чужому страданию, всегда заботился о нуждах окружавших его людей. Его трудами прославлен великий русский святой — преподобный Серафим Саровский.
Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января (старого стиля) 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Он принадлежал к одному из знаменитых дворянских родов старой России. Среди наиболее известных представителей рода Чичаговых — адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726 — 1809), известный мореплаватель и исследователь Северного Ледовитого океана и адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767 — 1849) — Министр морских сил России, деятельный участник Отечественнной войны 1812 года, удостоенный ордена Святого Георгия I степени — высшей награды в Русской армии.
С детства Леонида отличала грубокая религиозность и мягкий характер. Следуя семейной традиции, юный Леонид Чичагов выбрал карьеру военного. После нескольких лет обучения в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, в 1870 году он поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где получил блестящее по тем временам образование и был причислен к пажам Высочайшего Двора. Однако, он предпочел службе при Дворе воинскую службу и был определен в артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война, в которой юный офицер принял активное участие. В ходе боевых действий он проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотвержение, за что был удостоен многих боевых наград (в том числе, получил Георгиевский крест), был произведен в чин гвардии поручика. Наблюдения и размышления Леонида Михайловича Чичагова запечатлены в ряде исторических трудов, написанных им. Наиболее значительным из них является «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году». Этот Дневник был очень популярен, выдержал несколько изданий.
В этот период будущий святитель глубоко задумывался и размышлял о нравственной стороне страданий, о жизни и смерти. И сделал такой вывод: «Сила не в силе, а сила в любви». Сам он писал впоследствии, что жизнь ему спасли не ненависть к врагам или желание наград, а любовь и сострадание к подчиненным ему воинам. Еще находясь на фронте, Леонид Чичагов начал изучение медицины.
В 1878 году состоялась знаменательная для молодого офицера встреча с великим пастырем Русской Православной Церкви — святым праведным Иоанном Кронштадским, который стал духовным руководителем Леонида Чичагова и определил многое в его дальнейшей жизни.
8 апреля 1879 года Леонид Михайлович Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой — внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова. В этой благочестивой семье появились на свет четыре дочери: Вера, Наталия, Леонида и Екатерина.
Глубоко сопереживая физическим страданиям раненых воинов, Леонид Михайлович стремился деятельно помогать страждущим. Он глубоко изучил медицину, пришел к выводу о том, что лучшей из всех методик лечения является гомеопатия, и на ее основе создал свою собственную систему и фармакологию. Итогом многолетней медицинской деятельности Л. М. Чичагова стал фундаментальный труд «Медицинские беседы».
В это же время в жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей Русской Православной Церковью. Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к решению о принятии священного сана. В 1890 году он по благословению святого Иоанна Кронштадского принимает решение стать священником и выходит в отставку в чине гвардии штабс-капитана. А менее чем через год, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и с учетом высоких наград был произведен в полковники. 26 февраля 1893 года Леонид Чичагов был рукоположен в сан диакона, а через два дня во иерея и приписан к московскому Кремлевскому храму Двунадесяти апостолов.
В 1895 году неожиданно от дифтерита скончалась матушка отца Леонида — его горячо любимая супруга Наталия. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, а рядом с местом упокоения матушки отец Леонид приготовил место для собственного погребения.
14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был определен к церкви в г. Москве для частных учреждений и заведений Артиллерии Московского Военного Округа — храму святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Этот храм принадлежал Румянцевскому музею и 30 лет стоял закрытым. Отец Леонид не только восстановил храм (частью на собственные средства), но и благоукрасил и расписал его сам.
Оставив своих повзрослевших четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим, приписан он был к братии Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре иеромонах Серафим (Чичагов) указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Обитель эта была заброшена и находилась в плачевном состоянии. А за годы настоятельства отца Серафима совершенно возродилась. Вслед за тем архимандрит Серафим был назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.
Будучи человеком разносторонних дарований, святитель Серафим хорошо рисовал. Помимо росписей храма святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, известны иконы его работы. Среди них — знаменитый образ «Спаситель в белом хитоне», а также икона преподобного Серафима, молящегося на камне. Эти два образа в настоящее время находятся в московском храме пророка Илии, что в Обыденском переулке. Также, отец Леонид писал духовную музыку, сам хорошо пел, играл на рояле. В его архиве были найдены написанные им произведения для органа, фисгармонии и фортепиано. Созданную святителем Серафимом музыку называют проповедью на музыкальном языке.
Одним из самых главных и важных дел в жизни святителя Серафима была организация прославления великого русского святого — преподобного Серафима Саровского. Посетив однажды Дивеевскую обитель, отец Серафим навестил блаженую Пашу Саровскую. Едва он вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели, воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Тогда архимандрит Серафим принялся за составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая вышла в 1896 году и была переиздана в 1902 году. По завершении Летописи архимандрит Серафим сподобился благодатного явления Преподобного. Вот как он сам описывает это: «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».
Сознавая, что многие архиереи Синода являлись категорическими противниками прославления Преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой о канонизации непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными Законами Российской Империи «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». Прочитав Летопись, преподнесенную ему отцом Серафимом, Государь вынес резолюцию: «Немедленно прославить».
29 января 1903 года произошло событие, которого в это время с нетерпением и надеждой ожидали не только архимандрит Серафим и другие участники торжественного открытия мощей преподобного Серафима Саровского, но и многие верные чада Русской Православной Церкви, которые уже сподобились приобщиться к молитвенному почитанию Преподобного, сопровождавшемуся многочисленными чудотворениями. Святейший Синод принял деяние, на основании которого Саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви.
Святитель Серафим участвовал в двухкратном освидетельствовании мощей Преподобного Серафима. Также, ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией Преподобного. Архимандрит Серафим разработал подробный Церемониал торжественного открытия мощей, составил житие преподобного Серафима.
Мероприятия в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского, ставшие настоящим духовным торжеством, прошли 17-19 июля 1903 года.
14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Однако Промыслом Божиим отцу Серафиму уготовано было новое церковное служение: 28 апреля 1905 года в Успенском Соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении двух епископов -Трифона (Туркестанова) и Серафима (Голубятникова) была совершена хиротония архимандрита Серафима (Чичагова) в сан епископа. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру. Уже первое место епископского служения Сухумского святителя Серафима, древняя православная Иверская земля, стала для него местом испытаний в связи с событиями, которые наступили в результате революционной смуты, разразившейся в России. Началось скорбное и многотрудное архипастырское служение владыки Серафима, выпавшее на эпоху революционного лихолетия и жесточайших гонений на Церковь.
Епископ Сухумский
Следует отметить, что начало назначений архиереев на Сухумскую кафедру из числа русских было положено в 1887 г. Русские архиереи не знали ни местных языков, ни местных нравов и обычаев. Они не умели ездить верхом, а иногда и ходить пешком в горной местности или болотистых местах Сухумского округа и поэтому обыкновенно сидели в Сухуме, а миссионерское дело вели с помощью полиции, которая силой загоняла абхазов в реки для принятия обряда крещения от православных священников. С приходом на Сухумскую кафедру епископа Серафима времена изменились. И дело не в том, что он как бывший кавалерист отлично владел конем.
Кстати, во время служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму пригодились навыки, полученные им на армейской службе. Так, например, знакомство с положением дел в церковной жизни в Абхазии он начал с «рекогносцировки местности» , составив маршруты своих поездок «для обозрения церквей Сухумской епархии». В ходе этих поездок он получил возможность подробно ознакомиться с положением дел в епархии.
Епископ Серафим стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. Но это далось ему нелегко. Пребывание епископа Серафима на Сухумской кафедре совпало по времени с весьма трудным периодом как в жизни Абхазии, так и России в целом. Уже первая кафедра святителя Серафима– на древней православной Иверской земле – оказалась для него местом испытаний. Приехав в Сухум в мае 1905 г., Владыка Серафим столкнулся с грозной ситуацией: революция 1905 года всколыхнула грузинский национализм. В Закавказье действовали «революционные группы» (банды так называемых экспроприаторов), которые нападали на монастыри, грабили их ради «революционных» нужд. Случались кровавые столкновения между отдельными группами, грабежи, которые обостряли обстановку в Абхазии, частыми были разбойничьи нападения на священников и даже их убийства. Кроме того, на всю эту сложную обстановку накладывались проблемы межнациональных отношений. Грузинская Православная Церковь пыталась распространить свое влияние на абхазское население. Абхазские приходы и школы сплошь и рядом состояли из священников и учителей – грузин, которые совершали богослужения и вели преподавание на чуждом для абхазов грузинском языке. Еще в 1892 г. решением Святейшего Синода была основана Комиссия по переводу богослужебных книг на абхазский язык, куда вошли представители абхазских духовенства и интеллигенции. В работе переводческой комиссии активно участвовали протоиерей Дмитрий Маан, священник Николай Ладариа, священник Иосиф Лакербая, священник Иларион Кучуберия, священник Александр Ажиба, священник Николай Патейпа, священник Георгий Туманов и другие лица. Но только при епископе Серафиме этот перевод начал осуществляться практически. Благодаря плодотворной работе этой комиссии на абхазском языке были изданы: богослужебное Евангелие, Литургия святого Иоанна Златоуста, Богослужебный сборник, Требник, нотный обиход абхазских литургических песнопений, жития святых и нравственно-назидательные творения. Это было начало новой, интенсивной волны духовного просвещения Абхазии.
Для восполнения недостатка в церковных кадрах при епископе Серафиме было основано богословское училище, которое имело своей задачей «подготовку кандидатов на священнические места в абхазские приходы».Каждый шаг нового епископа требовал от него большой выдержки и такта. Ему приходилось решать непростые вопросы как национального, так и политического характера.
Сухумская кафедра входила в состав Грузинского Экзархата. Ещё в 1901 году епископ Сухумский Арсений (Изотов) представил в Святейший Синод проект выделения его кафедры в самостоятельную епархию. Этот проект активно поддержал и епископ Серафим, который считал, что выделение кафедры должно произойти законодательным путём. Владыка Серафим решительно выступал за чистоту православной веры и за единство Русской Церкви. Будучи преемником воинской славы своих доблестных предков, он осуществлял это ратоборство как воин Христов на поле духовной брани.
Осуществляя свое епископское послушание, он прежде всего занялся активным устроением приходской жизни. Разнообразны формы и маштабы этой работы. При епископе Серафиме были вновь выстроены церкви в селе Мухур, церковь и причтовый дом в селе Ачандары, церковь в селе Члоу, здание молитвенного дома с подвижным престолом в деревне Хоста Сочинского округа, молитвенный дом для совершения богослужения священником села Высокое накануне праздников в деревне Вардане Сочинского округа, отведены земли для церковных причтов в селениях бывшего Шапсугского батальона, разрешено поселянам деревни Верхне-Николаевки обратить здание их молитвенного дома в церковь, учрежден самостоятельный приход в новой церкви в селе Георгиевском и назначен туда самостоятельный причт, при церквях в деревнях Пиленково и Первинке были учреждены самостоятельные приходы и назначены особые причты, удовлетворено ходатайство Туапсинского городского общества об учреждении постоянного праздника в память основания Туапсе; отремонтированы: причтовый дом в селе Бармыш, причтовый дом в селе Илор, Пахуланская церковь, удовлетворено ходатайство причта Новороссийского собора о разрешении израсходовать из церковных сумм до пяти тысяч рублей на сооружение нового иконостаса, удовлетворено прошение уполномоченных Аибгского сельского общества о назначении в село Аибгу особого причта, удовлетворено прошение Лазаревского сельского правления о назначении причта к Лазаревской Рождества-Богородичной церкви, открыто приходское попечительство при Гудаутской церкви, удовлетворено прошение о разрешении открытия греческих школ в селах Абхазии, где преимущественно проживают греки, удовлетворено прошение грузин – жителей посада Сочи – о назначении священника из грузин для совершения богослужения на грузинском языке, удовлетворен рапорт благочинного 3-го Сухумского благочиния священника Очамчирской церкви Димитрия Маргания о разрешении ему «временно совершать богослужение в оной церкви на абхазском языке». Епископ Серафим был инициатором преобразования в Черноморском благочинном округе из двух округов – в четыре и новом распределении приходов по этим благочиниям.
Кроме того, епископ Серафим оказывал материальную помощь нуждающимся. Например, такая помощь была предоставлена учительнице Архипо-Осиповской женской церковно-приходской школы Светловой, вдове псаломщика станицы Кабардинской Случковской.
Епископ Серафим не забывал поощрить наградами священников Сухумской епархии, отлично исполнявших свои обязанности, ходатайствуя перед высшим начальством об их награждении и поощрении. Так, священник церкви Святого Георгия города Сухума Авраамий Иванов был награжден орденом Святой Анны III степени, Епархиальный наблюдатель протоиерей Василий Ястребов был награжден орденом Святого Владимира IV степени. Трудно представить, как всего за несколько месяцев служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму удалось выполнить столь обширный и разнообразный объём работы.
Однако деятельность этого умелого и обладающего организаторским талантом священноначальника не всем в Грузии приходилось по вкусу. Как это неоднократно будет случаться в дельнейшей жизни Владыки Серафима: успешно начав очередное церковное деяние, он не получит возможности непосредственно участвовать в его завершении. На Сухумской кафедре Владыка Серафим прослужил недолго и в феврале 1906 г. был переведён в Орёл. На его место был назначен грузинский епископ.
Но во всех скорбях и испытаниях, выпадавших на его долю, Владыка Серафим черпал силы в молитве. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим (Чичагов) занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Святитель Серафим неустанно и жертвенно трудился. Одним из основных направлений его деятельности было возрождение приходской жизни. Он организовывал в храмах своей епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоявших перед приходами, и прежде всего — создание больниц, библиотек, школ и других образовательных учреждений. Являясь духовным чадом великого молитвенника Русской Православной Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, Владыка Серафим полагал в основу деятельности приходского духовенства молитвенно-евхаристическую жизнь, особо заботился о благоговейном совершении богослужений.
В годы Первой мировой войны Владыка горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях по оказанию помощи раненым воинам и беженцам. Во время Февральской революции архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к происходящему, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался приверженцем монархии.
В годы лихолетия и смуты святитель Серафим твердо стоял на страже чистоты Православия и верности Матери-Церкви. Это вызвало ненависть к нему со стороны большевиков. 28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора 17 сентября 1918 года успел принять на заседании Священного Синода решение о назначении Владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши. Однако, уже первые действия, предпринятые владыкой Серафимом в качестве архиепископа Варшавского, встретили жестокое сопротивление советского правительства, святителю было отказано в выезде вместе с подчиненным ему духовенством на территорию Польши. Разраставшаяся гражданская война и начавшаяся затем советско-польская война сделали физически невозможным отъезд владыки Серафима во вверенную ему епархию. Владыка оставался в России, пребывая в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
В мае 1921 года на Владыку были возведены совершенно фантастические обвинения, по которым было сфабриковано дело. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен официальный приговор, принятый на проходившем без присутствия Владыки заседании судебной тройки ВЧК и постановивший «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК архиепископ Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму.
На просьбу дочерей Владыки Наталии и Екатерины Чичаговых к председателю ВЦИК Калинину об освобождении отца в связи со старческим возрастом и болезненным состоянием здоровья последовала резолюция оставить святителя в московской тюрьме «приблизительно на полгодика», и 13 января 1922 года начальником секретного отделения ВЧК Рутковским по поручению ВЦИК было составлено новое заключение по «делу» владыки Серафима: «С упрочением положения революционной соввласти в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст, 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л. М. из-под стражи». 16 января 1922 года уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму.
Когда Владыка несколько оправился от болезни, Святейший Патриарх Тихон привлек его в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего церковного управления. Большой церковно-административный опыт архиепископа Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма нежелательным для большевистских властей. Поэтому судебная коллегия ГПУ 25 апреля 1922 года приговорила Владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область.
Лишенный архиерейской кафедры и томившийся в условиях суровой северной ссылки, святитель Серафим продолжал оставаться отзывчивым архипастырем, не только молившимся о своих многочисленных духовных чадах, но и наставлявшим их в своих письмах даже тогда, когда его собственные испытания и скорби были велики. Замечательно письмо святителя, посланное им из архангельской ссылки одному из своих духовных сыновей, впоследствии священнику Алексею Беляеву:
«Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу и тим не очищалась бы глубина целой стихии. Ты же будь только со Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном — хранить в себе, по вере, Божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир. Не видеть этого зла нельзя; но вполне возможно не допускать, чтобы оно отвлекало от Божией правды. Да, оно есть и ужасно по своим проявлениям, но как несчастны те, которые ему подчиняются. Ведь мы не отказываемся изучать истину и слушать умных людей, потому что существуют среди нас сумасшедшие в больнице и на свободе. Такие факты не отвращают от жизни; следовательно, с пути правды и добра не должно нас сбивать то, что временами сила зла проявляет свое земное могущество. Бог поругаем не бывает, а человек что посеет, то и пожнет. Учись внутренней молитве, чтобы она не была замечена по твоей внешности и никого не смущала. Чем более мы заняты внутренней молитвой, тем полнее, разумнее и отраднее наша жизнь вообще. И время проходит незаметнее и быстрее. Для того особенно полезна Иисусова молитва и собственные короткие изречения «помоги мне, Господи» или «защити и укрепи», или «научи» и проч. Молящийся внутренне, смотрит на все внешнее равнодушно, рассеянно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, отделяющая от поверхности земли и приближающая к невидимому Небу. Учись прощать всем их недостатки и ошибки ввиду подчинения их злой силе, и, несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе: «Помоги ему, Господи, ибо он духовно болен!» Такое сознание помешает осуждению, ибо судить может только тот, кто сам совершен и не ошибается, все знает, а главное, знает наверное, что человек действует не по обстоятельствам, сложившимся вокруг него, а по своему произволению, по своей страсти».
Отбыв срок ссылки, святитель Серафим вернулся в Москву в апреле 1923 года. В то время в связи с пребыванием под арестом Патриарха Тихона и временным захватом обновленцами высшего церковного управления Церковь переживала период внутренней смуты. Владыка Серафим временно отошел от активной церковной деятельности, поддерживая молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря, в котором служил духовник архимандрит Георгий (Лавров) и в котором пребывал архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), чья церковная позиция была в это время наиболее близка святителю Серафиму.
16 апреля 1924 года Владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшему ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Архиепископ Серафим был помещен Бутырскую тюрьму. В мае 1924 года Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего святителя, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Это ходатайство способствовало освобождению Владыки Серафима, который обрел свободу в июле 1924 года. Врочем, вскоре он был выслан из Москвы. Гонимого архипастыря с любовью приняли в Воскресенском Феодоровском женском монастыре Ивановской области (недалеко от Шуи).
В 1927 году святитель Серафим сделал свой выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая признала митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержала его политику отстаивания официального признания Русской Православной Церкви государственной властью. Владыка Серафим пришел к убеждению, что Церковь должна открыто осуществлять свое служение в России.
Весной 1828 года святитель Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита. После своего прибытия в епархию Владыка Серафим разместился в бывших игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря. Свое пребывание в епархии святитель Серафим ознаменовал тем, что в условиях жестоких и всесторонних стеснений церковной жизни государственными властями он в основу своего архипастырского служения положил благоговейное совершение воскресных и праздничных богослужений и много проповедовал. При этом святитель Серафим всячески стремился поддержать стремление многих православных христиан в это исполненное для них неимоверных страданий и лишений время как можно чаще приступать к Святым Христовым Таинам. Старался святитель и о преодолении раскола, вызванного декларацией митрополита Сергия.
Тесная духовная дружба связала митрополита Серафима со старцем Серафимом Вырицким. Многое их сближало. Они взаимно исповедовались друг у друга. Старец Серафим стал духовным отцом Владыки.
28 декабря 1929 года в Ленинградской тюремной больнице скончался от тифа один из наиболее выдающихся церковных иерархов XX века священномученик архиепископ Верейский Илларион (Троицкий), тело которого в грубо сколоченном гробу было выдано родственникам. Взявший на себя организацию отпевания и погребения архиепископа Иллариона, Владыка Серафим облачил тело новомученика Илариона в собственные белые архиерейские ризы и водрузил на его главу свою митру. В сослужении шести архипастырей митрополит торжественно отпел священномученика Иллариона и совершил его погребение на кладбище Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.
В 1933 году 77-летний святитель Серафим был уволен на покой и переехал в Москву. Вскоре он арендовал полдома в загородной даче, находившейся недалеко от подмосковной станции Удельная Казанской железной дороги. Одна из дочерей Владыки — Наталия (в монашестве Серафима) — в 1933 году была арестована по обвинению в оказании помощи репрессированным священникам и выслана на три года в Северный край. Наталия была наиболее близка по духу своему отцу и по возможности старалась всегда быть рядом с ним.
В ноябре 1937 года уже окончательно прикованный к постели 82-летний священномученик Серафим (Чичагов) был арестован сотрудниками НКВД. Святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи» из-за невозможности перевезти его в арестантской машине.
Несколько недель физически тяжело больной старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему обвинений. 7 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Свой крестный путь священномученик Серафим завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году митрополит Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых как священномученик.
Владыка Серафим — самый старший по сану из иерархов Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину на Бутовском полигоне. Также, он первый из Бутовских новомучеников, причисленный к лику святых. Клир и прихожане храма во имя Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне свидетельствуют об особой помощи священномученика Серафима, его особом предстательстве в деле прославления Бутовских новомучеников. Храм этот был освящен в 1996 году в день мученической кончины митрополита Серфима — 11 декабря. По праву Владыка Серафим почитается главой Бутовских Новомучеников.
Известно много случаев чудесной благодатной помощи Владыки Серафима тем, кто обращается к нему в молитвах. Икона священномученика Серафима, подаренная храму внучкой Владыки игуменией Серафимой (Черной-Чичаговой), мироточила, есть свидетельства об исцелениях, совершавшихся от нее.
Тропарь священномученику Серафиму глас 5
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадского пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, постралати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 6
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.
Литература:
1. «Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Жизнеописание». Под общей редакцией протоиерея Кирилла Каледы, — М., Изд-во храма Новомучеников и исповедников Российских ан Бутовском полигоне
2. «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)», — М., Изд-во Сретенского монастыря, 2003
3. В.Юлин «Серафим — значит пламенный». Очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова)», — М., Сибирская благозвонница,2010
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.