15 мая в Сочи состоялись традиционные городские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские Чтения. Они были организованы Управлением по образованию и науке администрации города-курорта Сочи и отделом религиозного образования и катехизации Сочинской епархии. Местом проведения была определена новая, открывшаяся в текущем учебном году школа №19 микрорайона Мамайка.
В 2023 году в нашей стране совершается память 200-летия со дня рождения великого русского педагога К.Д. Ушинского. Темой чтений стала цитата из его педагогической идеи: «Воспитание — величайший вопрос человеческого духа».
К участию в мероприятии были приглашены директора, завучи и учителя сочинских школ, детских садов, духовенство, казачество.
Открыла Чтения и обратилась с приветственным словом к собравшимся начальник Управления по образованию и науке администрации города-курорта Сочи Ольга Николаевна Медведева.
После совершения молитвы Правящий Архиерей Сочинской епархии епископ Герман благословил работу форума, а затем обратился к участникам встречи с приветственным словом и докладом.
Также Владыка Герман вручил директору школы Юрию Владимировичу Сидоркину икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и книги для школьной библиотеки.
Предварил непосредственную работу чтений молебным пением Архиерейский мужской хор Сочинской епархии под управлением руководителя епархиальной комиссии по культуре протодиакона Андрея Филиппова.
С познавательными докладами о вкладе в науку, педагогической деятельности и творчестве К.Д. Ушинского выступили учителя школ города Сочи, сотрудники отдела религиозного образования епархии. Также педагогами – победителями региональных и Всероссийских педагогических конкурсов был представлен опыт успешной работы.
В ходе обмена мнениями была отмечена важная роль соработничества Сочинской епархии и Управления образования в деле воспитания детей и юношества.
В заключительном слове Владыка Герман обобщил итоги совместной деятельности за 2022-2023 учебный год, поблагодарил всех собравшихся за труды и сообщил участникам Чтений об организации паломнической поездки для учителей по святым местам Центральной России во время летних каникул.
Доклад епископа Сочинского и Туапсинского Германа
на духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевский Чтениях
«Воспитание — величайший вопрос человеческого духа»
15.05.2023г., г. Сочи
Уважаемые педагоги, досточтимые отцы, браться и сёстры!
Христос воскресе!
Тема нынешних чтений – «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа», взята из размышлений русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, двухсотлетие которого отмечалось в марте этого года. К тому же нынешний год объявлен Годом педагога и наставника. В чем разница между словами: «учитель», «педагог», «преподаватель»?
В разговорной речи эти три слова — синонимы. Но в то же время они не могут быть взаимозаменяемыми. Например, очень странно будет звучать, если вы скажете: «Я педагог русского языка» или «В нашем ВУЗе прекрасные учителя».
Мы с детства привыкли, что учителя работают в школах, а преподавателями по традиции называем тех, кто читает лекции студентам.
Педагог же — это специалист, который занимается как обучением, так и воспитанием: это каждый из вас – участников нашей встречи.
Как любая наука, педагогика имеет определенный путь развития. Наше общее с вами время — век бескрайних технологических возможностей — способен стать веком конечных человеческих стремлений. Я хотел бы напомнить всем нам безусловную истину о том, что, педагогика наших дней должна ориентироваться на адекватные нравственные ценности и всё, что творит педагог, должно иметь высшим идеалом не сам по себе учебно-воспитательный процесс, в возвращение человека – детей, родителей, педагогических сотрудников – к духовному началу в мире, где сиюминутные ценности и Истина могут не совпадать.
Россия сегодня нуждается в педагогах. Часть ваших коллег не выстояла перед вызовами времени и, меняя формат нагрузки в повседневном труде, стала просто «урокодателями», перейдя в репетиторство. Такая работа не предусматривает участие в массовых мероприятиях с детьми, проведение «Классных часов» и «Часов духовности», родительских собраний, внеклассных и внешкольных дел. Возможно, они столкнулись с проблемой профессионального выгорания. Или не выдерживают требований времени. Но это как раз и есть вопрос человеческого духа.
В Библии сказано, что человеческий Дух – ничто иное, как дыхание Всемогущего Бога, которое Он вдохнул в человека при его сотворении: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).
Так же, как Бог вдохнул дух в первого человека, так Иисус даровал Духа Святого Своим ученикам: «Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого!» (Ин 20:22).
Сколько учеников было у Христа? Раннехристианская Церковь к моменту Вознесения Господня состояла из весьма ограниченного числа учеников. В это число (подсчитываем) входили апостолы из числа 12 (Матф.10:1), апостолы из числа 70 (Лук.10:1), а также исцеленные Христом люди: слепцы — 2 (Матф.20:30), прокаженные — 10 (Лук.17:12-19) и другие, не побоявшиеся публично исповедовать Христа Богом.
А сколько учеников за годы работы было у каждого из вас? Пожалуй, более, чем у Спасителя. Какой дух педагоги способны передать своим ученикам, памятуя, что на ваших плечах лежит постоянный стресс, связанный с соблюдением образовательных стандартов, работой с неблагополучными учениками и другими проблемами?
Мы видим, как, по образному выражению Л.Толстого, сейчас в нашей стране «все смешалось». Но, несмотря на присутствие культа потребления и наживы, волн оккультизма и магии, у нас крепнут традиционные религии. Православие получает все более заметную роль в духовной сфере. Процесс этот имеет устойчивый вектор роста, и тем настойчивее требует от работников образования самоопределения. Иначе можно оказаться на задворках общественного воспитания, потерять педагогическую позицию и утратить авторитет.
Настало время педагогам ясно и определенно заявить о своих духовных воззрениях и закрыть зияющую дыру в деле нравственного возрождения России.
Педагогов объединяют профессиональные цели, профессиональная этика и вытекающая отсюда «профессиональная духовность», как это ни странно звучит. Как врачей независимо от их вероисповедания объединяет клятва Гиппократа в борьбе за жизни и здоровье пациентов, так и педагогов должна объединять борьба за духовную жизнь и духовное здоровье наших воспитанников под основополагающим педагогическим принципом: «Не навреди!».
И тут человеку, работающему с детьми, в поддержку приходит христианство как ретранслятор духовных ценностей, свободно избираемых учителем, чтобы передать их воспитанникам.
Православие универсально, оно может, и должно служить объединяющей платформой Образования и Церкви, стать общей педагогической позицией.
Зачем нужна современному обществу наука или образование — понятно всем, но многие считают, что в образовательных учреждениях вполне можно обойтись без духовного начала. До сих пор нас уверяют неверующие люди, что нравственным человек может быть и без религии: я неверующий, но нравственный – не пью, не ворую, не убиваю и т. д.
Не будем спешить с быстрыми ответами. Как известно, деятели эпохи Просвещения были уверены, что наука и искусство, культура в целом станут основой не только духовной, но и нравственной жизни, и поэтому стоит просветить общество научными истинами и люди станут подлинно духовными и нравственными.
Увы… Время показало, что это не так. В XIX веке Константин Дмитриевич Ушинский писал, что одной науки или искусства совершенно недостаточно, чтобы человек был нравственным. Нравственность только тогда является живой нравственностью, когда она строится на основе религиозных заповедей, которые и составляют ее абсолютные нормы. В противном же случае, как это хорошо известно из истории, как только гаснет вера, так скоро уходит и нравственность. Вопрос же заключается только во времени и прочности духовно-нравственного фундамента, заложенного предками.
Ни одно направление общественной или человеческой жизни нельзя заменить другим. Да, духовное начало можно в какой-то мере компенсировать другими направлениями общественной жизни – искусством, наукой, подобно тому, как слух в какой-то мере компенсирует отсутствие зрения у слепого человека. Но полноценно одна сфера общества не может заменить другую. Более того, уход от религии превращает саму науку и искусство в средство служения злу. Вот почему уход от религии ведет к духовно-нравственной деградации общества, завершающейся в конце концов его гибелью.
Это не голословное утверждение. Это закономерность. И ее можно видеть во многих погибших цивилизациях. Классический пример такой гибели – Древнеримская империя.
Давайте обсудим, что мы можем сделать вместе, используя духовные сокровища Сочинской епархии, в совершенствовании воспитательного процесса? Достаточно ли того, что в рамках соглашений о сотрудничестве проводятся совместные семинары, конференции и круглые столы ? Каков результат от общей работы ? Очень хотелось бы услышать, насколько помогла в работе учителям паломническая поездка в Крым. От ваших отзывово и практических результатов будет зависеть, будет ли развиваться это направление в рамках нашего сотрудничества.
Анализируя деятельность воскресных школ, в которых частично трудятся педагоги из общеобразовательных школ, вижу, что дети у нас одни и те же, наставники – тоже. Может, настало время подумать об организации совместных досуговых православных центров на базах образовательных учреждений хотя бы на время каникул? В епархии при храмах действуют летние площадки с проведением экскурсий, паломнических поездок по святым местам региона, выездами на природу, походами по местам боевой славы и т.д. В школах также работают площадки. Можно в качестве пилотного проекта организовать православную смену. Если по каким-то причинам это невозможно осуществить, давайте включим в план работы школьных площадок поосещение близлежащих храмов. Наши священники всегда примут школьные экскурсии и помогут ребятам сделать первые реальные шаги в мир православия.Предложите это родителям. Уверен, что такой формат будет востребован.
Накануне Дня Победы в поселке Чемитоквадже, на территории санатория ВВС епархия проводила игру «Зарница». Сто двадцать детей прибыли на соревнования, среди которых были дошколята (Казачий детский сад № 83, Хоста). Каждый из нас понимает, что невозможно заставить участвовать людей в том, что не интересно и бесполезно. Дети, наставники, родители, священники – все вместе по доброй воле посвятили выходной совместному душеполезному времяпрепровождению. Такое доверие, конечно, одним днём не дается, это – результат большой общей работы. Я привёл всего лишь один пример, который подтверждает востребованность «христианских выходных», если так можно выразиться, т.е. нашей совместной деятельности. Давайте ярко декларировать общие дела. Мы развеем сомнения тех, кто до сих пор считает, что православие несовместимо с современностью, наукой, культурой, спортом.
Вопрос духовного воспитания – это не только вопрос совершенствования российского образования самого по себе, но это и вопрос в буквальном смысле жизни и смерти нашего народа и нашей страны. Будем же вместе взращивать не только классных специалистов, но и духовных, высоконравственных людей. А для этого подумаем над нестандартными формами работы и ещё плотнее объединим совместные усилия для выполнения задуманного.
В конце своего выступления хочется напомнить, что чуть больше недели отделяет нас от российского праздника славянской письменности и культуры. Я сердечно поздравляю всех присутствующих с днем памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла — великих просветителей славянских народов, благодаря трудам которых Священное Писание и богослужебные книги были переведены на родной для наших предков язык, открыв им путь познания и обретения православной веры. Наша миссия – не растворить в безвременье труды святых братьев и сохранить единое духовное и культурное пространство нашей Родины.
От всей души желаю всем нам здравия, крепости сил и молитвенной помощи от святых Кирилла и Мефодия в нашем служении на благо Отечества.
Благодарю за внимание.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.